Теории развития экзогенного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

В теории развития сформировалось два направления: эндогенное, где движущей силой считается субъект (туда входят теории развития и др.) и экзогенное, где главной считается среда (оно представлено бихевиористическими теориями). В данной работе мы будем рассматривать второе направление.
Цель реферата – понять суть экзогенного направления в теории развития.
Задачи – ознакомиться с материалом по данному вопросу, наглядно представить, выдельть главное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Общая характеристика теорий экзогенного направления…….3
Ранние бихевиористические трактовки
Взгляды Б.Скиннера……………………………………………...5
Теория развития С.Бижу и Д.Баера……………………………..7
Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса)……..9
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат теории развития экзогенного направления.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

Освобождение от зависимости у  ребенка начинается с отнятия  от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. По Р. Сирсу, тенденция родителей к давлению на ребенка в этих сферах ведет к феминизации мальчиков и девочек, а терпимость способствует у обоих полов формированию мужского характера. Правильное воспитание предполагает золотую середину.

На третьем году жизни у ребенка  появляется идентификация с родителями. Ребенок любит мать, эмоционально зависит от нее. Когда ее нет рядом, ребенок воспроизводит последовательность необходимых действий, как если бы она была рядом. Он делает это, чтобы получить удовлетворение, которое связывает с присутствием матери. Собственная активность угашает потребность и снижает фрустрацию, вызванную отсутствием матери. Таким путем ребенок идентифицирует себя с матерью. Одновременно это приводит к умению действовать «как другие».

 Таким  образом, зависимость — принципиальный  источник идентификации как процесса, который происходит без обучения  со стороны родителей.

Обобщая результаты своих исследований, Р. Сире выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.

 

 

  1. «Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или так называемого оппозиционного поведения. Эта форма — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку.
  2. «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.
  3. «Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности кооперативной активности или, наоборот, стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Что же касается условий предшествующего воспитания, то здесь обнаруживается терпимость матери и отца, поощрение зависимости.
  4. «Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.
  5. «Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Это форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования является атмосфера инфантилизации.

В школьные годы, на третьей фазе, зависимость  ребенка претерпевает дальнейшие изменения.

Стремление маленького школьника  к независимости уравновешивается контролем со стороны взрослых и  осознанием степени своей свободы.

В целом ребенок всегда ведет  себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, результат научения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сравнивая теории, можно сказать, что если, по Б. Скиннеру, подкрепление сразу приводит к увеличению вероятности появления определенного поведения при определенных условиях, то, по К. Халлу, на теорию которого ориентировался Р. Сире, подкрепление ведет прежде всего к снижению мотивации.

В бихевиоризме (Б. Скиннер Э. Торндайк, С. Бижу, Д. Баер) речь идет об отождествлении развития с научением, приобретением ребенком нового опыта под воздействием среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Даль В. И. Словарь великого русского языка.
  2. Крайг. Психология развития
  3. Сапогова. Психология развития человека
  4. Эльконин. Введение в психологию развития

 


Информация о работе Теории развития экзогенного направления