Теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:24, творческая работа

Краткое описание

Слово «эмоция» произошло от латинского emovere – возбуждать, волновать.
С этим термином мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни, трактовать его можно абсолютно по-разному, поэтому он имеет множество определений.
Вот некоторые из них:
Эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру.
Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Эволюционная теория эмоций………………………………………………………………..4
Соматическая теория эмоций…………………………………………………………………5
Теория эмоций Кенниона-Барда……………………………………………………………...6
Теория эмоций Линдсея-Хебба……………………………………………………………….7
Теория когнитивного диссонанса…………………………………………………………….8
Двухфакторная теория эмоций……………………………………………………………….9
Биологическая теория эмоций……………………………………………………………….10
Потребностно-информационная теория эмоций……………………………………………11
10. Психоаналитическая теория эмоций……………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки РФ 
ЯрГУ им. П.Г.Демидова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое задание  
«Теории эмоций» 
 
 
 
 
 

 

Выполнила студентка группы ПС-12 
Егорова А.А. 
Проверил доцент кафедры общей психологии 
Коровкин С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2012

Содержание 
 
Введение………………………………………………………………………………………..3

Эволюционная теория эмоций………………………………………………………………..4 
Соматическая теория эмоций…………………………………………………………………5 
Теория эмоций Кенниона-Барда……………………………………………………………...6 
Теория эмоций Линдсея-Хебба……………………………………………………………….7 
Теория когнитивного диссонанса…………………………………………………………….8 
Двухфакторная теория эмоций……………………………………………………………….9 
Биологическая теория эмоций……………………………………………………………….10

Потребностно-информационная теория эмоций……………………………………………11 
10. Психоаналитическая теория эмоций……………………………………………………..12 
Заключение…………………………………………………………………………………….13 
Список литературы……………………………………………………………………………14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведь мы – то, что  мы думаем.  
Наши эмоции – рабы наших мыслей,  
а мы в свою очередь рабы эмоций. 
Элизабет Гилберт

 

Слово «эмоция» произошло от латинского emovere – возбуждать, волновать.

С этим термином мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни, трактовать его  можно абсолютно по-разному, поэтому  он имеет множество определений.

Вот некоторые из них: 

Эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. 

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. 
 
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. 
 
Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

Эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей; субъективный эквивалент потребности.

 

Мотив – предмет потребности  и предмет деятельности. Функции  мотива: побуждение и образование  смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. 
 
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, ненависть и т.д. Также к классу эмоций относятся чувства, аффекты, страсти и стрессы. С помощью эмоций мы можем понимать друг друга без слов, выражать отношение к предметам, ситуациям. Люди разных национальностей могут безошибочно воспринимать выражение человеческого лица, эмоциональное состояние человека. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает, почему на разные ситуации мы реагируем именно так, а не иначе. Попробуем рассмотреть различные психологические теории эмоций, чтобы немного разобраться в этом вопросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюционная  теория эмоций 
 
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он доказал, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти, показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Дарвин нашел очень много общего в выражении разных эмоциональных состояний у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу эволюционной теории эмоций. Согласно ей, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. А телесные изменения, сопровождающие эмоции, Дарвин трактовал как рудименты реальных приспособительных реакций. Например, человек, в порыве гнева, краснеет, сжимает кулаки, начинает тяжело дышать. Это происходит потому что в первобытные времена гнев приводил к драке, а она требовала усиленного кислородного обмена и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу.  
Идеи Чарльза Дарвина также использовали в разработке своей теории У.Джемс и К.Ланге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соматическая  теория эмоций 

Соматическая теория, а иначе  теория Джемса-Ланге была выдвинута  независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джемсом и датским медиком К. Г. Ланге (1880—90-е гг.). Джемс считал, что для различных физических состояний характерны определенные эмоции, соответствующие телесные изменения он назвал органическими проявлениями эмоций. "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". А отличие от Джемса, Ланге связывал эмоции только с сердечнососудистой системой. Таким образом, органические изменения, которые обычно рассматривались как проявления эмоций, объявились их причиной. Сначала, под действием некоторых стимулов, возникают характерные изменения в организме, а после, как их следствие, появляется сама эмоция.  
Данная теория пыталась превратить эмоции в объект, доступный для естественнонаучного изучения, однако, связав их с исключительно телесными изменениями, перевела их в разряд явлений, лишенных адаптивного смысла и регулирующей функции.  
Экспериментируя с животными, физиологи опровергли эту теорию: опыты свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория эмоций Кеннона-Барда 
 
В своих трудах У.Кеннон отметил, что соматические изменения, наблюдаемые при различных эмоциях, недостаточно разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, изменению состояний которых придавали большое значение Джемс и Ланге, представляют собой малочувствительные структуры, которые возбуждаются очень медленно. Эмоции же имеют свойство развиваться быстро, возникать внезапно. 
Далее было экспериментально подтверждено: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Также было выявлено, что за появление эмоций в большей степени отвечает не таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. С помощью искусственного воздействия на эти структуры можно управлять некоторыми эмоциями(гнев, страх и др.) 
Позднее, Филипп Бард доказал одновременность возникновения физиологических и субъективных проявлений эмоций. Эта теория, подкрепленная данными физиологов, объяснила, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервный импульс сначала проходит в таламус, где возбуждение расщепляется, и часть его поступает в кору больших полушарий, что вызывает субъективное переживание, а другая часть – в гипоталамус, управляющий физиологическими изменениями в организме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активационная теория Линдсея-Хебба 
 
На базе психоорганической теории эмоций(концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) возникла еще одна теория. Согласно ей эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. 
Активационная теория базируется на следующих основных положениях:  
- Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

- Работа ретикулярной формации  определяет многие динамические  параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний  уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория когнитивного диссонанса  
 
В теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер рассматривает эмоцию как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется, когда запланированное действие не встречает препятствий; отрицательные эмоции – при несовпадении действительности с желаемым результатом.

Диссонанс – несоответствие между  желаемым и действительным – усиливает  отрицательные эмоции, обычно переживается человеком как дискомфорт. Такое  понимание эмоций вуалирует их качественное многообразие и активную сторону.  
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двухфакторная теория эмоций 
 
Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической или двухфакторной. Согласно этой теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». 
Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом». 
Таким образом, Шехтер выяснил, что на эмоциональное состояние помимо стимулов влияет также опыт и оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биологическая теория эмоций 
 
При разработке данной теории П.К.Анохин опирался в первую очередь на исследования Ч.Дарвина. Он утверждал, что в процессе эволюции эмоции совершенствовались, как и зрение, слух, мышцы, а также, что в процессе эволюции эмоции закрепились как инструмент, позволяющий держать процесс в его оптимальных границах. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. 
Таким образом в биологической теории основным фактором является ее знак, который придает программе поведения определенную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребностно-информационная теория эмоций 
 
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался обозначить символически все факторы эмоций и объединить их в общую формулу, вот что у него получилось: 
 
Э = П × (Ис — Ин), 
 
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. 
Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин — отрицательный. 
Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психоаналитическая  теория эмоций 
 
Теория Зигмунда Фрейда рассматривает преимущественно негативные эмоциональные проявления. 
Согласно мнению Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он характеризует как либидо. Структурное содержание либидо обуславливается конфликтной ситуацией, которая уже имела место быть и зашифрована на инстинктивном уровне. . Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. 
Психоаналитическая теория эмоций – это "теория, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Мы рассмотрели несколько теорий возникновения эмоций. Ни одну из них нельзя назвать ошибочной, так же, как и ни одна не является всеобъемлющей и точной.

Деление теорий на группы производилось  с учетом того, что ученые считали  причиной возникновения эмоций. Одни искали ключ к разгадке в физиологических  процессах, другие пытались поглубже заглянуть  в сознание человека. Тем не менее, в этой области остались еще темные неизученные уголки.  
А завершить работу я хотела бы следующими словами: 
«Не пытайся объяснить эмоции. Самый верный способ разрушить мост между видимым и незримым – это попытаться растолковать самой себе чувства, которые испытываешь.»

Информация о работе Теории эмоций