Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:27, реферат
Макс Вебер (1864--1920) -- немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.
Введение
1. Жизнедеятельность М. Вебера
2. Теория познания и методология
3. Основные социологические понятия
4. Экономическая социология
5. Социология власти
6. Социология религии и другие социологические исследования
Заключение
Список использованных источников
2) Ценностно-рациональное
действие основывается на вере
в самодостаточную ценность
3) Аффективное действие -- это действие, направляемое аффектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).
4) Традиционное действие (или действие по привычке) -- это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.
4. Экономическая социология
Ключевое понятие
Общее понятие капитализма не подкрепляется у Вебера фундаментальным теоретическим анализом развития экономических структур. Основанием для соответствующих обобщений служит представление об экономическом субъекте, для которого характерна ориентация на сопоставление оцениваемого в деньгах успеха и оцениваемых в деньгах затрат. Капитализм в веберовском понимании существует во всех культурных странах земного шара: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах античности средних веков и нового времени. Ограниченность такого подхода становится очевидной при анализе особенностей индустриального капитализма, который, согласно Веберу, предполагает «организацию труда в целях массового сбыта и зависит от возможностей надежных расчетов». Надежные расчеты предполагают наличие бюрократического управления.
Классовый анализ у Вебера
носит предварительный характер
и продиктован стремлением
Попытка Вебера связать генезис
капитализма с утверждением принципов
протестантской этики иногда ложно
трактуется как религиозно-
5. Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера -- «власть» и «господство» -- задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). «Власть» определяется им как возможность навязать свою волю. «Господство» рассматривается как социально регулируемое отношение и определяется как «шанс встретить повиновение определенных лиц приказу определенного содержания». Он различает три чистых типа господства по мотиву подчинения и форме реализации господства: традиционное, харизматическое и легальное, или бюрократическое, господство. Традиционное господство основано на вере «в святость издревле существующих порядков и властей». Чистейшим типом здесь является патриархальное господство, тип начальника -- «господин», штаб управления -- «слуги», подчиненные -- «подданные». Повинуются господину в силу освященного происхождением достоинства: пиетета. Этому типу господства соответствуют, прежде всего, феодальные системы.
Харизматическое господство основано на «аффективном преклонении» перед персоной господина, в особенности перед его божьим даром (харизмой). Магические способности, пророческий дар или героизм, сила духа и слова, вечно новое, необычное, небывалое и связанная с этим эмоциональная одержимость являются здесь источником личной преданности. Чистейшими типами здесь являются господство пророков, героев, великих демагогов. Союз господства образуется путем обобщинивания приверженцев. Тип начальника -- «вождь». Тип подчиненного -- «ученик, последователь».
Легальное господство основано на нормативном регулировании. «Чистейшим типом здесь является бюрократическое господство. В его основе лежит представление, что путем формально корректного принятия нормативных положений можно создать и изменить любое право. Союз на основе господства образуется путем выборов или назначения, он сам и все его части являются предприятиями. ...Штаб управления состоит из назначаемых руководителем служащих, подчиненные являются членами объединения («граждане», «товарищи»)».
Бюрократическое господство -- самая современная форма господства -- находит наибольшее развитие в XX в. и вытесняет другие формы легального господства. Вебер показывает это на примере государственных инстанций, капиталистических предприятий, армии, церкви и университетов.
Идеальный тип бюрократического господства относится к числу наиболее известных конструкций социологии Вебера, он вошел в современную социологию организаций. В послевеберовский период -- вследствие неверного толкования или сознательного игнорирования идеально-типического подхода Вебера к образованию понятий -- тип «бюрократия» превратился в модель, которую стали использовать в прикладных эмпирических исследованиях. Впоследствии это понятие было вытеснено из социологии организаций, которая в большей степени стала опираться на понятия «формальная организация», «роль», «формализация ожиданий поведения», которые разрабатывались, прежде всего, в американской социологии и лишь в 60-- 70-е гг. через труды Р. Майнтц и Н. Лумана вернулись в немецкоязычную социологию организаций.
Бюрократию и капитализм Вебер характеризует словами старонемецкого языка: «ehernes Gehause der Horigkeit», что можно перевести как «железная обитель кабалы». Тезис «бюрократизации» выводится из тезиса рационализации и сводится к представлению о неизбежности прогрессирующей бюрократизации в ходе «рационализации» механизмов господства. Согласно Веберу, «полностью состоявшаяся» бюрократия относится к «наиболее трудно разрушаемым образованиям», оказывающим пагубное влияние на жизнь всех членов общества. Сегодня эти высказывания устарели в том смысле, что изменились бюрократические структуры и другие механизмы обнаружили свою сковывающую силу порой в более опредмеченных формах, нежели мог себе представить Вебер.
6. Социология религии
и другие социологические
Социология религии. В
трудах Вебера можно проследить своеобразную
эволюцию его познавательного интереса
к религии, в которой отражается
постепенный переход к
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что на исходе столетия завершился очередной цикл дискуссий о научном наследии Вебера, результатом которого стала констатация непреходящей ценности социологии Вебера как объекта историко-гносеологических исследований, а также факта большого влияния его идей на развитие самых разных течений и направлений мысли в социологии, что и обеспечивает Веберу статус классика.
Влияние Вебера на западную социологию было огромно, но не однозначно. Парсонс, много сделавший для популяризации Вебера в США, приложил немало усилий, чтобы синтезировать его идеи с идеями Парето и Дюркгейма в рамках единой теории социального действия; теоретические категории Вебера были при этом вырваны из исторического контекста и превратились в понятия с вневременным содержанием. В то же время Вебер использовался как знамя антинатуралистической ориентации в социологии. Кризис структурного функционализма в 60-х годах нашего столетия усилил интерес к антипозитивистским идеям и историзму Вебера, но одновременно вызвал острую критику его методологического объективизма, принципа «свободы от ценностей». В социологии ФРГ отношение к Веберу - точнее, его интерпретация - в тот же период стало одним из водоразделов между позитивистско-сциентистской и левомарксистской ориентациями (в частности, Франкфуртской школой); этот конфликт, охвативший самый широкий круг вопросов, особенно ярко проявился на съезде социологов ФРГ в 1964 году, посвященном столетию со дня рождения Вебера.
Список использованных источников
1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.
2. История социологии /под ред. А.Н. Елсукова. - Минск.: Высш. шк., 1997. - 381 с.
3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (ХIХ - первая половина ХХ) - М.: ИНФРА - М, 2004. -596 с.
4. Кравченко А.И. «Социология М.Вебера». М.: Норма, 2002. - 298 с.
5. Интернет ресурсы: Энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/