Теория Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Макс Вебер (1864--1920) -- немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.

Содержание

Введение

1. Жизнедеятельность М. Вебера

2. Теория познания и методология

3. Основные социологические понятия

4. Экономическая социология

5. Социология власти

6. Социология религии и другие социологические исследования

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

вебер.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

2) Ценностно-рациональное  действие основывается на вере  в самодостаточную ценность самого  действия и его смысла независимо  от его успеха и является  характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых  действий.

3) Аффективное действие -- это действие, направляемое аффектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное действие (или действие по привычке) -- это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономическая  социология

 

Ключевое понятие экономической  социологии Вебера -- экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность -- в неоклассической  политэкономии). Абстракция «экономическое действие», охватывающая такие разные формы индивидуальной и коллективной деятельности, как производство, распределение, потребление, накопление, воспроизводство и т.д., соответствует исходному представлению о социальном действии. Это понятие не обнаруживает прямого родства с такими «системными объектами», как капитал, рынок, способ производства и т.д., но позволяет анализировать экономическую систему через определенные формы действий хозяйствующих субъектов (или в более поздних терминах -- через роли, например, потребителя, производителя, собственника и т.д.). Экономическое действие или хозяйствование, по Веберу, - это такое действие, когда некоторой «потребности противостоит ограниченный, по оценкам действующего, запас средств и возможных действий, направленных на ее удовлетворение, что является причиной специфического поведения с учетом этого обстоятельства».

Общее понятие капитализма  не подкрепляется у Вебера фундаментальным  теоретическим анализом развития экономических  структур. Основанием для соответствующих  обобщений служит представление  об экономическом субъекте, для которого характерна ориентация на сопоставление  оцениваемого в деньгах успеха и  оцениваемых в деньгах затрат. Капитализм в веберовском понимании существует во всех культурных странах земного шара: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах античности средних веков и нового времени. Ограниченность такого подхода становится очевидной при анализе особенностей индустриального капитализма, который, согласно Веберу, предполагает «организацию труда в целях массового сбыта и зависит от возможностей надежных расчетов». Надежные расчеты предполагают наличие бюрократического управления.

Классовый анализ у Вебера носит предварительный характер и продиктован стремлением противопоставить классовому анализу Маркса методологически  обоснованный аналитический понятийный инструментарий. Здесь он, явно с  оглядкой на Маркса, выделяет три главных  социальных класса: класс владельцев, класс предпринимателей (Erwerbsklasse) и «социальный класс» (Soziale Klasse). Деление носит аналитический характер: один и тот же индивид может принадлежать ко всем трем классам. «Социальный класс» характеризуется только в том смысле, что любой принадлежащий к нему может покинуть его (с изменением индивидуальных обстоятельств, в том числе, например, по возрасту). Главным классообразующим признаком оказывается, в конечном счете равнонаправленность экономических интересов: классы -- это группы людей «в одинаковом (или похожем) типичном положении в отношении интересов».

Попытка Вебера связать генезис  капитализма с утверждением принципов  протестантской этики иногда ложно  трактуется как религиозно-социологическое  объяснение капитализма. Вебер не утверждает того, что при объяснении капитализма  следует исходить из идеальных, а  не из материальных факторов или что  в основе капитализма лежит религиозная  мотивация. Хотя по времени эпоха  Реформации практически совпадает  с эпохой стремительного развития капитализма, это еще не объясняет связи  религиозной рационализации с экономическим  развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социология власти

 

Основные понятия социологии власти Вебера -- «власть» и «господство» -- задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). «Власть» определяется им как возможность навязать свою волю. «Господство» рассматривается как социально регулируемое отношение и определяется как «шанс встретить повиновение определенных лиц приказу определенного содержания». Он различает три чистых типа господства по мотиву подчинения и форме реализации господства: традиционное, харизматическое и легальное, или бюрократическое, господство. Традиционное господство основано на вере «в святость издревле существующих порядков и властей». Чистейшим типом здесь является патриархальное господство, тип начальника -- «господин», штаб управления -- «слуги», подчиненные -- «подданные». Повинуются господину в силу освященного происхождением достоинства: пиетета. Этому типу господства соответствуют, прежде всего, феодальные системы.

 

Харизматическое господство основано на «аффективном преклонении» перед персоной господина, в особенности  перед его божьим даром (харизмой). Магические способности, пророческий  дар или героизм, сила духа и слова, вечно новое, необычное, небывалое  и связанная с этим эмоциональная  одержимость являются здесь источником личной преданности. Чистейшими типами здесь являются господство пророков, героев, великих демагогов. Союз господства образуется путем обобщинивания приверженцев. Тип начальника -- «вождь». Тип подчиненного -- «ученик, последователь».

Легальное господство основано на нормативном регулировании. «Чистейшим типом здесь является бюрократическое  господство. В его основе лежит  представление, что путем формально  корректного принятия нормативных  положений можно создать и  изменить любое право. Союз на основе господства образуется путем выборов  или назначения, он сам и все  его части являются предприятиями. ...Штаб управления состоит из назначаемых  руководителем служащих, подчиненные  являются членами объединения («граждане», «товарищи»)».

Бюрократическое господство -- самая современная форма господства -- находит наибольшее развитие в XX в. и вытесняет другие формы легального господства. Вебер показывает это на примере государственных инстанций, капиталистических предприятий, армии, церкви и университетов.

Идеальный тип бюрократического господства относится к числу  наиболее известных конструкций  социологии Вебера, он вошел в современную  социологию организаций. В послевеберовский период -- вследствие неверного толкования или сознательного игнорирования идеально-типического подхода Вебера к образованию понятий -- тип «бюрократия» превратился в модель, которую стали использовать в прикладных эмпирических исследованиях. Впоследствии это понятие было вытеснено из социологии организаций, которая в большей степени стала опираться на понятия «формальная организация», «роль», «формализация ожиданий поведения», которые разрабатывались, прежде всего, в американской социологии и лишь в 60-- 70-е гг. через труды Р. Майнтц и Н. Лумана вернулись в немецкоязычную социологию организаций.

Бюрократию и капитализм Вебер характеризует словами  старонемецкого языка: «ehernes Gehause der Horigkeit», что можно перевести как «железная обитель кабалы». Тезис «бюрократизации» выводится из тезиса рационализации и сводится к представлению о неизбежности прогрессирующей бюрократизации в ходе «рационализации» механизмов господства. Согласно Веберу, «полностью состоявшаяся» бюрократия относится к «наиболее трудно разрушаемым образованиям», оказывающим пагубное влияние на жизнь всех членов общества. Сегодня эти высказывания устарели в том смысле, что изменились бюрократические структуры и другие механизмы обнаружили свою сковывающую силу порой в более опредмеченных формах, нежели мог себе представить Вебер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Социология религии  и другие социологические исследования

 

Социология религии. В  трудах Вебера можно проследить своеобразную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на общество: от интереса к  истории связи религиозных принципов  с формами экономической деятельности, через интерес к капиталистической  рационализации, к типологизации субъективных смыслов социальных действий индивидов. На большом эмпирическом материале Вебер прослеживает мотивационную подоплеку религиозных действий представителей различных социальных слоев и профессиональных групп и выявляет доминирующее начало их религии: либо ритуально-культовое, либо аскетически-деятельное, либо мистико-созерцательное, либо интеллектуально-догматическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что на исходе столетия завершился очередной цикл дискуссий о научном  наследии Вебера, результатом которого стала констатация непреходящей ценности социологии Вебера как объекта  историко-гносеологических исследований, а также факта большого влияния  его идей на развитие самых разных течений и направлений мысли  в социологии, что и обеспечивает Веберу статус классика.

Влияние Вебера на западную социологию было огромно, но не однозначно. Парсонс, много сделавший для популяризации Вебера в США, приложил немало усилий, чтобы синтезировать его идеи с идеями Парето и Дюркгейма в рамках единой теории социального действия; теоретические категории Вебера были при этом вырваны из исторического контекста и превратились в понятия с вневременным содержанием. В то же время Вебер использовался как знамя антинатуралистической ориентации в социологии. Кризис структурного функционализма в 60-х годах нашего столетия усилил интерес к антипозитивистским идеям и историзму Вебера, но одновременно вызвал острую критику его методологического объективизма, принципа «свободы от ценностей». В социологии ФРГ отношение к Веберу - точнее, его интерпретация - в тот же период стало одним из водоразделов между позитивистско-сциентистской и левомарксистской ориентациями (в частности, Франкфуртской школой); этот конфликт, охвативший самый широкий круг вопросов, особенно ярко проявился на съезде социологов ФРГ в 1964 году, посвященном столетию со дня рождения Вебера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Вебер М. Избранные  произведения. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

2. История социологии /под  ред. А.Н. Елсукова. - Минск.: Высш. шк., 1997. - 381 с.

3. История социологии: В  3 кн.: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (ХIХ - первая половина ХХ) - М.: ИНФРА - М, 2004. -596 с.

4. Кравченко А.И. «Социология  М.Вебера». М.: Норма, 2002. - 298 с.

5. Интернет ресурсы: Энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/


Информация о работе Теория Вебера