Теория психического развития в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Мы говорим о развитии жизни, природных царств; развиваются культуры, страны, языки, формы сознания и мышления. Мы говорим о развитии ребенка и развитии человека вообще. Понятие развития является одним из ключевых в современной культуре.

Содержание

1. Описательный этап в становлении психологии развития.
2. Теория психического развития в отечественной психологии.
3. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л. С. Вы готского.

Вложенные файлы: 1 файл

конт Психология.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ПИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ

 В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

Контрольная работа по возрастной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

  1. Описательный этап в становлении психологии развития.
  2. Теория психического развития в отечественной психологии.
  3. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л. С. Вы готского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описательный этап в становлении психологии развития.

        В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Мы говорим о развитии жизни, природных царств; развиваются культуры, страны, языки, формы сознания и мышления. Мы говорим о развитии ребенка и развитии человека вообще. Понятие развития является одним из ключевых в современной культуре.

        Само слово «развитие» существует со времен древнего Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. Все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. В подобном же смысле употреблял это слово М.Цицерон, говоря о «развитии мысли»: то, что было свернуто в сознании говорящего, теперь разворачивается перед слушающей аудиторией. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до 18 века и вошло в самые разные системы знаний.

           Эволюция или развитие тогда понималось буквально – как рост, как простое увеличение в размере уже существующего. Любые системы рационального знания 16-18 вв. базировались на постулате, что однажды возникший (созданный) мир продолжает оставаться неизменным и задача науки открыть и познать те законы, по которым он уже устроен в своем исходном Замысле. Даже в богословии сложилось и до сих пор существует учение, согласно которому человек уже от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели, в направлении которых он и «развивается».

           В 18 столетии идея развития претерпевает существенное обогащение.

Благодаря укоренению в духовной жизни Европы понятия «развитие», образ мира, бывший столетиями статическим, пришел в движение. В сознании философов и ученых возник живой интерес к тому, как нечто развивалось, какие ступени и через какие формы оно прошло в течение определенного времени, в каком направлении разворачивался процесс развития и в каком может (должен) развернуться в будущем. В это осмысление под знаком развития втягивались все новые и новые предметные содержания. Земля, растения, животные, человек, народы, культура, сама наука – все имеет за собой длительное развитие.

Господствующей концептуально-мировоззренческой  основой всего многообразия научных представлений о развитии и по сей день остается эволюционный принцип, но теперь уже фундаментально переосмысленный: эволюция – это не только разворачивание (рост и увеличение) изначально заданного, а прежде всего – исторический процесс прогрессирующих изменений некоей системы (ее созревание, дифференциация, усложнение, совершенствование) под воздействием внешних и внутренних условий, сохраняющей в главном и до определенного уровня свою самотождественность. Всякое кардинальное изменение (метаморфоза) этой системы предполагает переход (скачок) на другой уровень ее организации и нового уровня самотождественности.

Развитие – есть высший уровень изменения, динамики, движения вообще. Высший этап всей известной науке эволюции Вселенной составляет история человечества.

  1. Теория психического развития в отечественной психологии.

 

В отечественной психологии существует еще одна влиятельная точка зрения на процесс развития человека ,  одна из них - субъектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна. Эту позицию разделяют и развивают его ученики и сотрудники Института психологии РАН (например А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

             Т еоретико-методологической основой разработки проблемы развития для        С.Л. Рубинштейна выступил диалектический материализм. Принцип диалектизма в психологии автором трактуется следующим образом: психическое развитие – это не только увеличение изначальных качеств, но и появление новых; непрерывность развития прерывается: в нем выделяются качественно различные, несводимые друг к другу этапы и ступени. Развитие – это сложный, часто зигзагообразный по восходящей спирали процесс, переход от одной качественной ступени к другой. Задача психологии при изучении психического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность в развитии высших форм психики на основе низших, и качественное своеобразие этих высших форм.

Основные тенденции психического развития:

внешние причины, влияния  не прямо и не непосредственно  детерминируют человека и его  деятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание развития. Внутренние условия – это наследственные, генетические задатки, формирующиеся  психические свойства человека, весь его жизненный опыт, вообще вся  личность. Поэтому от внутренних условий  зависит то, какой результат образуется в процессе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее  всегда опосредуется внутренним. Психика  не возникает, а формируется в  деятельности;

сущность психического развития заключается в развитии новых  форм действенного и познавательного  отражения действительности. В ходе психического развития индивид все  более выделяет себя из действительности и все больше связывается с  ней;

в ходе психического развития возрастает дифференциация сенсорных  и моторных функций (это не разрыв, а переход к более сложным  связям и взаимозависимостям). Образ  рецепции и образ действия взаимодействуют  под приматом деятельности.

С.Л. Рубинштейн в качестве предмета психологии провозгласил психическое  как живой, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в своих продуктах  процесс. Как следствие, закон развития психики звучит так: любая психическая  функция проявляется и формируется  в деятельности; дети созревают и  развиваются, воспитываясь и обучаясь. Решающее значение для психического развития имеет изначально практическая (игровая, учебная, трудовая) деятельность детей и взрослых. Значит, исходным для анализа процесса развития выступает действие, проникающее в объективную действительность и несущее мышление на своем острие. По С.Л. Рубинштейну, субъект сознания и деятельности проявляется, обнаруживается в актах своей творческой самодеятельности; он в ней созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.

       Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

       Одну из центральных идей С.Л. Рубинштейна – при каких условиях личность становится субъектом собственной жизни, – развивает в современной психологии К.А. Абульханова-Славская.

Идеи  В.В.Зеньковского о развитии

             Идеи известного русского философа, богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковского о структуре личности человека, о психическом и духовном его развитии представляют особую ценность в связи с тем, что ученый исследовал процессы развития человека на стыке психологии и богословия.

             В.В.Зеньковский полагал, что предметом психологических исследований является душа человека. Строение человека он объяснял в христианской традиции трихотомии, различая в человеке телесную, душевную и духовные составляющие. Вместе с тем, духовная составляющая объяснялась ученым не как отдельная сфера, некая «надпсихофизическая» жизнь, но как основная жизнь в человеке, проводниками которой вовне являются психическая и физическая сферы. Таким образом, человек рассматривается В.В.Зеньковским как сопричастник двух миров – мира тварного и мира Абсолютного. Человек сотворён Богом и потому он принадлежит также сотворённому Богом миру тварному, что делает человека подобным другим живым существам. Человек сотворён по образу и подобию Божиему и потому сопринадлежит миру Абсолютному и обладает чертами своего Творца – самосознанием, свободой, глубиной и неисчерпаемостью внутреннего мира. Самосознание, как особая черта человеческой личности представляет собой «отсвет» Абсолюта в каждом человеке, порождая уникальность и неповторимость каждой личности. Личностное начало связывается Зеньковским с фактом сопринадлежности человека Богу – «начало личности непроизводно, невыводимо». Самосознание, отличающее человека от всего остального животного мира «не есть продукт природы, его никак нельзя вывести «снизу» в порядке генетической эволюции психики; самосознание не рождается из недр сознания, из недр жизни, а приходит откуда-то «сверху» - т.е. от Бога».

Существенной особенностью психологической концепции В.В. Зеньковского являлась идея иерархической конституции  человека. Иерархически устроен сам  человек – духовное начало обуславливает  развитие психики и физиологии. Иерархически устроена душа человека – составляющие её ум, чувства и воля не являются равнозначными. Центром душевной жизни  В. Зеньковский полагает эмоциональную  сферу. Сферы ума и воли не сводятся к сфере чувств, но зависят от них в своём развитии.

Смысл развития личности В.Зеньковский  объяснял именно в сопряжённом взаимодействии духовного начала и психофизической  сферы человека. Развитие психики  иерархически связанно с духовным и  физическим развитием человека. И  если физическая жизнь даёт основания  для психического развития, то духовная жизнь определяет его содержание и направленность   В.В. Зеньковский предупреждает об опасности упрощенного понимания духовной жизни, подчёркивая, что духовная жизнь не есть просто «приобщение к миру ценностей», не есть даже «религиозная жизнь вообще», а имеет в каждом свою индивидуальную задачу, свою имманентную логику. Логику духовного пути развития личности В. Зеньковский связывает не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни, которая может быть раскрыта в понимании «креста» и «крестоношения». «Путь человека определяется не простой сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя – для каждого человека особая – закономерность, которую зовут «судьбой», которая в христианстве именуется «крестом». В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, – иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни… силы.

          Итак, развитие личности рассматривается В.В.Зеньковским как иерархический процесс. Источником развития души человека является духовное начало, механизм душевного развития опосредуется развитием сферы чувств, условия развития связаны с соотношением индивидуальных и социальных сил души.

 

  1. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития

Л. С. Вы готского.

Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание в работах Л.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного  принципа рассмотрения развития Л.С.Выготский  берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте  того или иного исторического  периода. Сущность развития психики  состоит в процессе овладения  человеком своим поведением и  психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и  культурных орудий, присущих человеческому  сообществу.

         Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

           Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д. Таким образом, с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

         Взрослый помогает ребёнку осваивать натуральные психические функции, предъявляя ему в процессе общения существующие в культуре психические орудия (естественный язык, знаковые системы, символ, миф). В отличие от других теорий развития, где основной формой развития выступает приспособление, культурно-историческая теория рассматривает развитие как присвоение. Движущими силами развития, по мнению Л.С.Выготского, являются особым образом организованное общение ребёнка и взрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность).

Информация о работе Теория психического развития в отечественной психологии