Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем, что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию.

Содержание

1. Описание теста

2. Возрастные границы применения теста

3. Теоретические основы

4. Процедура проведения

4.1. Инструкция для взрослых:

4.2. Инструкция для детей:

5. Обработка результатов

5.1. Оценка ответов

5.2. Определение показателя «степень социальной адаптивности»

5.3. Профили

5.4. Образцы

5.5. Анализ тенденций

6. Интерпретация результатов

7. Стимульный материал

7.1. Взрослый вариант

7.2. Детский вариант

8. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

     Розенцвейг  ввёл в свою концепцию понятие  большой важности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям.Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных ответов.

     Существуют  разные формы толерантности.

  1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.
  2. Толерантность может быть выражена в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
  3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

     В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?

     Существует  гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается дальнейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других аспектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормальный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограничения, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопротивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фрустрации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нужно вести себя по отношению к нему.

     Такова  в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был  создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест «рисуночной  ассоциации», или «тест фрустрационных реакций».

  1. Процедура проведения

     Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

     Экспериментатор отмечает особенности интонации  и прочее, что может помочь в  уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме  того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

     4.2. Инструкция для детей:

     «Я  буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых  изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит  и его слова написаны сверху в  квадрате. Представь себе, что может  ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

  1. Обработка результатов

     Обработка теста состоит из следующих этапов:

  1. Оценка ответов
  2. Определение показателя «степень социальной адаптивности».
  3. Определение профилей.
  4. Определение образцов.
  5. Анализ тенденций.

     5.1. Оценка ответов

     Оценка  теста позволяет свести каждый ответ  к некоторому числу символов, которые  соответствуют теоретической концепции. Каждый ответ оценивается с двух точек зрения.

  1. На выраженную им направленность реакции:
    • экстрапунитивный (E),
    • интрапунитивный (I),
    • импунитивный (M).
  2. Тип реакции:
    • препятственно-доминантный (O-D) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное);
    • эго-защитный (E-D) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);
    • необходимостно-упорствующий (N-P) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и реакция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанности сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления).

     Из  комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки.

     Каждый  ответ может быть оценен одним, двумя, реже тремя счетными факторами.

     Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной  или импунитивной направленности в  общем, без учёта типа реакций, используется буква Е, I или М соответственно. Для указания на препятственно-доминантный тип после заглавных букв направления пишется знак «прим» ( ) - Е, I, М. Эгозащитные типы экстрапунитивности, интропунитивности и импунитивности обозначаются прописными буквами Е, I, М. Потребностно-настойчивый тип выражается строчными буквами е, i, m.Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счётное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответствует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счётных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт.

     Все ответы испытуемого, закодированные в  виде счётных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствующих типу колонках, напротив пунктов подсчёта.

     Таблица 1

     Счётные факторы классификации ответов в тесте Розенцвейга

Типы реакций
Направленность  реакций О-D препятственно-доминантный Е-D эго-защитный N-P потребностно-неустойчивый
Е - экстрапунитивная Е - определённо выделяется, подчёркивается наличие фрустрирующего обстоятельства, препятствия. Е - обвинение. Враждебность и т. п. проявляется в отношении  внешнего окружения (иногда -сарказм): «Это Вы виноваты в том, что произошло», «не повторяйте этого больше». Е - субъект активно отрицает свою вину, проявляя враждебность к обвинителю. Е - содержится требование к другому конкретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию: «Вы должны решить этот вопрос, помочь мне».
I - интропунитивная I - фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость беспокойством других. I - обвинение, осуждение объект предъявляет самому себе: «Я виноват в том, что случилось». I - субъект признаёт свою вину, но отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. I - субъект, признавая свою ответственность, берётся самостоятельно исправить положение, компенсировать потери другому лицу
М - импунитивная М - отрицает значимость или неблагоприятность препятствия, обстоятельств фрустрации. М - осуждение кого-либо явно избегается, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом. М - субъект надеется на благополучное разрешение проблем со временем, характерны уступчивость и конформность.

5.2. Определение показателя «степень социальной адаптивности»

     Показатель  «степени социальной адаптации» - GCR - вычисляется по специальной таблице. Его численное значение выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.

     Количество таких пунктов для сравнения в авторском оригинале 12, в русском варианте (по Н. В. Тарабриной) - 14. Соответственно, знаменателем в дроби при вычислениях процента GCR является число стандартизированных пунктов (в последнем случае 14), а числитель - количество баллов, полученных испытуемым по совпадениям. В том случае, когда ответ испытуемого закодирован двумя счётными факторами и только один из них совпадает с нормативным ответом, в общую сумму числителя дроби добавляется не целый, а 0,5 балла.

     Нормативные ответы для подсчёта приведены в табл. 2.

Таблица 2

Стандартные значения ответов  для подсчёта показателя GCR в тесте Розенцвейга

п/п В адаптации Н.В. Тарабриной В оригинальном авторском  варианте
  O-D E-D N-P O-D E-D N-P
1 M E     M  
2   I        
3            
4            
5            
6     e      
7   E     E  
8            
9           E
10   E     E  
11         M  
12   E        
13     e     E
14            
15 E     M M  
16   E; I        
17            
18 E   e E    
19   I     I  
20            
21       I    
22 M          
23       E E  
24 M          

Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

5.3. Профили

Суммарные баллы  каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

Таблица 3

Таблица профилей

Тип реакции O-D E-D N-P Сумма % Станд.
Е            
I            
М            
Сумма            
%            
Станд.            

Ориентировочные значения нормативов шести суммарных показателей типа и направления в группах здоровых испытуемых приведены в табл. 2.

Таблица 4

Средние статистические данные теста для групп  здоровых лиц (в %)

Автор исследования Направление реакции Тип реакции
Е I М O-D E-D N-P
С. Розенцвейг 75 (9/12) 40 30 30 20 50 30
Н.В. Тарабрина 62-64 (8/14) 46-52 25-27 23-26 32-34 35-39 27-30

Информация о работе Тест фрустрационных реакций Розенцвейга