Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:45, курсовая работа
Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.
Введение
Глава 1. Социально-реабилитационный центр в системе социальной защиты несовершеннолетних
1.1 Социально-реабилитационный центр, как учреждение нового типа: цели, задачи и его структура
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Глава 2. Основные направления социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре. Технологический аспект
2.1 Направления реабилитационной работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально-реабилитационном центре
2.2 Роль семейно-воспитательной группы в реабилитации ребенка
Заключение
Подавляющее большинство детей, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних - это дети из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни. Специалисты Центра ведут постоянную работу по выявлению таких семей, привлекая к этой работе и работников других служб и ведомств: специалистов Центра социальной помощи семье и детям, где находится банк данных по неблагополучным семьям, учителей и педагогов городских школ, бывают случаи, когда о семье специалисты узнают от детей - воспитанников Центра или их родителей.
Самым сложным направлением в деятельности Центра является работа с семьей. Социальная работа в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Процесс коррекционно-реабилитационной работы с семьей должен осуществляться квалифицированными специалистами, компетентными решать задачи данного типа.
Основной целью коррекционно-
При определении целей
и задач коррекционно-
Начало коррекционно-
В практике специалистов социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних с семьей, используются следующие этапы коррекционно-реабилитационной работы:
1.Подготовительный, включает в себя:
знакомство с семьей, их социумом, факторами среды;
установление контактов;
социальная диагностика.
2.Организационный:
сбор и анализ информации;
выявление возможностей; дифференциация проблем, нужд.
3.Практический:
- социально-правовая
- социальная помощь;
- дальнейшее жизнеустройство ребенка;
- патронаж семьи.
На подготовительном этапе работы важную роль играет знакомство с семьей, их социумом, факторами среды и установление контактов. Посещение семьи - дело очень тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка, неправильно сказанное слово - и семья, остро нуждающаяся в помощи, не сможет открыться, поведать о своих бедах, и, значит, доверить своего ребенка педагогам Центра. Поэтому специалисты Центра должны внимательно следить за тем, что и как они говорят, чтобы из состояния недоверия и вражды перевести отношения с семьей в состояние сотрудничества. Конечно, бывают случаи, когда в семье к таким патронажам отношение очень негативное. Но постепенно, видя, что специалисты Центра пришли не для того, чтобы читать морали и ругать горе - родителей, а для того, чтобы помочь справиться с какими - то проблемами, постепенно и отношение к сотрудникам Центра меняется, родители уже сами приходят в Центр, просят о социальной помощи.
«Социальная диагностика направлена на выявление причин различных нарушений, на определение состояния клиента. В диагностике могут одновременно участвовать специалист по социальной работе, психолог, врач, что дает наиболее полную картину происходящего».228 Холостова Е.И. Некоторые содержательные аспекты социальной работы с семьей // Социальная работа с семьей. М., 1999. 65 с.8
Основные методы диагностики,
применяемые специалистами
- наблюдение;
- метод опроса как самих клиентов, так и их близкого окружения;
- беседа;
- метод анализа документов (биографии и др.).
Практический этап работы по реабилитации неблагополучной семьи также включают в себя:
Моральная поддержка семьи. Повышение жизненных ориентиров каждого члена семьи.
помогает в оформлении пакета документов (для получения паспорта, документа о временной регистрации, свидетельства о рождении, пособий различного вида и др.).
Оказание содействия в рациональном трудоустройстве как несовершеннолетних, так и их родителей (во взаимодействии с Центром занятости населения и другими службами города, где проживает семья).
Содействие в получении бесплатного школьного обеда учащегося по месту их учебы.
Устройство детей в группу дневного пребывания, на базе Центра.
При наличии у родителей
патологической зависимости от психоактивных
веществ (алкоголизм, наркомания) оказывает
содействие в направлении на лечение
и реабилитацию во взаимодействии с
наркологической службой
Помощь семьям в предоставлении
льгот, предусмотренных
Помощь семьям в устройстве детей в дошкольные учреждения.
Содействие в приобретении родителями новой специальности.
Организация досуга родителей и детей в Центре.
Организация отдыха детей патронажных семей в летнем оздоровительном лагере при Центре.
Организация отдыха детей в загородных лагерях на летний период.
Индивидуальное
Говоря о практическом
этапе важно отметить, что социально-экономическое
неблагополучие негативно влияет на
психологический климат всей семьи.
Поэтому психолог социально-реабилитационного
Центра разрабатывает комплекс индивидуальных
коррекционных мероприятий с
учетом этой проблематики семей. Хорошо
зарекомендовали себя совместные детско-родительские
занятия, во время которых дети и
родители заново проживают знакомые
ситуации, но с помощью психолога
находят новые варианты выхода из
них. Помимо групповых форм работы психолог
Центра использует индивидуальное консультирование,
которое позволяет более
Информация о работе Технология социальной работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних