Технология социальной работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-реабилитационный центр в системе социальной защиты несовершеннолетних
1.1 Социально-реабилитационный центр, как учреждение нового типа: цели, задачи и его структура
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Глава 2. Основные направления социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре. Технологический аспект
2.1 Направления реабилитационной работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально-реабилитационном центре
2.2 Роль семейно-воспитательной группы в реабилитации ребенка
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая робота.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Подавляющее большинство  детей, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних - это  дети из неблагополучных семей, где  родители злоупотребляют спиртным, ведут  аморальный образ жизни. Специалисты  Центра ведут постоянную работу по выявлению таких семей, привлекая  к этой работе и работников других служб и ведомств: специалистов Центра социальной помощи семье и детям, где находится банк данных по неблагополучным  семьям, учителей и педагогов городских  школ, бывают случаи, когда о семье  специалисты узнают от детей - воспитанников  Центра или их родителей.

Самым сложным направлением в деятельности Центра является работа с семьей. Социальная работа в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Процесс  коррекционно-реабилитационной работы с семьей должен осуществляться квалифицированными специалистами, компетентными решать задачи данного типа.

Основной целью коррекционно-реабилитационной работы, которая проводится в течении  всего времени проживания ребенка  в Центре, является восстановление функционального пространства всех членов семьи, восстановление статуса  личности, обеспечение социальной адаптации  в обществе, достижение материальной независимости.227 Программы и методики социальной реабилитации неблагополучных семей / Под ред. д.п.н., проф.Н.М. Платоновой. - Спб.: 2002 .186с. 7

При определении целей  и задач коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей необходимо скорейшее проведение диагностики  и разработка индивидуальной реабилитационной программы, учитывая различные аспекты  работы с семьей. После этого начинаются целенаправленные положительные воздействия, коррекция, обучение и прочие реабилитационные мероприятия. Соответствие выбранной  для конкретной семьи программы  реабилитации ее реальным достижениям  постоянно контролируется, кроме  того, обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды. Многообразные формы и  методы реабилитационной работы должны использоваться всегда, когда речь идет о дифференцированном и индивидуальном подходе в работе с неблагополучной  семьей.

Начало коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей подразумевает изучение причин деформации нормальной жизнедеятельности ее членов и их истоков. Совместные действия психолога  и социального работника помогают неблагополучной семье восстановить потребность в нормальной жизни.

В практике специалистов социально-реабилитационного  Центра для несовершеннолетних с  семьей, используются следующие этапы  коррекционно-реабилитационной работы:

1.Подготовительный, включает  в себя:

знакомство с семьей, их социумом, факторами среды;

установление контактов;

социальная диагностика.

2.Организационный:

сбор и анализ информации;

выявление возможностей; дифференциация проблем, нужд.

3.Практический:

- социально-правовая деятельность;

- социальная помощь;

- дальнейшее жизнеустройство  ребенка;

- патронаж семьи.

На подготовительном этапе  работы важную роль играет знакомство с семьей, их социумом, факторами  среды и установление контактов. Посещение семьи - дело очень тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка, неправильно сказанное слово - и семья, остро нуждающаяся в помощи, не сможет открыться, поведать о своих бедах, и, значит, доверить своего ребенка педагогам Центра. Поэтому специалисты Центра должны внимательно следить за тем, что и как они говорят, чтобы из состояния недоверия и вражды перевести отношения с семьей в состояние сотрудничества. Конечно, бывают случаи, когда в семье к таким патронажам отношение очень негативное. Но постепенно, видя, что специалисты Центра пришли не для того, чтобы читать морали и ругать горе - родителей, а для того, чтобы помочь справиться с какими - то проблемами, постепенно и отношение к сотрудникам Центра меняется, родители уже сами приходят в Центр, просят о социальной помощи.

«Социальная диагностика  направлена на выявление причин различных  нарушений, на определение состояния  клиента. В диагностике могут  одновременно участвовать специалист по социальной работе, психолог, врач, что дает наиболее полную картину  происходящего».228 Холостова Е.И. Некоторые содержательные аспекты социальной работы с семьей // Социальная работа с семьей. М., 1999. 65 с.8

Основные методы диагностики, применяемые специалистами социально-реабилитационного  Центра для несовершеннолетних это:

- наблюдение;

- метод опроса как самих  клиентов, так и их близкого  окружения;

- беседа;

- метод анализа документов (биографии и др.).

Практический этап работы по реабилитации неблагополучной семьи  также включают в себя:

Моральная поддержка семьи. Повышение жизненных ориентиров каждого члена семьи.

помогает в оформлении пакета документов (для получения  паспорта, документа о временной  регистрации, свидетельства о рождении, пособий различного вида и др.).

Оказание содействия в  рациональном трудоустройстве как  несовершеннолетних, так и их родителей (во взаимодействии с Центром занятости  населения и другими службами города, где проживает семья).

Содействие в получении  бесплатного школьного обеда  учащегося по месту их учебы.

Устройство детей в  группу дневного пребывания, на базе Центра.

При наличии у родителей  патологической зависимости от психоактивных  веществ (алкоголизм, наркомания) оказывает  содействие в направлении на лечение  и реабилитацию во взаимодействии с  наркологической службой города.

Помощь семьям в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.

Помощь семьям в устройстве детей в дошкольные учреждения.

Содействие в приобретении родителями новой специальности.

Организация досуга родителей  и детей в Центре.

Организация отдыха детей  патронажных семей в летнем оздоровительном  лагере при Центре.

Организация отдыха детей  в загородных лагерях на летний период.

Индивидуальное консультирование родителей и детей у специалистов Центра.

Говоря о практическом этапе важно отметить, что социально-экономическое  неблагополучие негативно влияет на психологический климат всей семьи. Поэтому психолог социально-реабилитационного  Центра разрабатывает комплекс индивидуальных коррекционных мероприятий с  учетом этой проблематики семей. Хорошо зарекомендовали себя совместные детско-родительские занятия, во время которых дети и  родители заново проживают знакомые ситуации, но с помощью психолога  находят новые варианты выхода из них. Помимо групповых форм работы психолог Центра использует индивидуальное консультирование, которое позволяет более глубоко  вскрыть причины детско-родительского  неблагополучия, семейной дезадаптации. Параллельная работа с семьей и ребенком позволяет не только создать для  ребенка оптимальные условия  для обучения и воспитания, но дает родителям время на обдумывание  ситуации и повышает эффективность  коррекционно-реабилитационной работы с семьей. Опыт психоконсультативной работы с семьями показал, что  около 30% родителей нуждаются в  психологической помощи в воспитании детей.229 Меновшиков В.Ю. Комплексные методики активизации социально работы с семьей. М., 2001.123 с.9 Неадекватные поведенческие стереотипы, практикуемые определенной частью родителей (завышенный уровень родительских притязаний - 80%, эмоциональное отвержение ребенка - 48%, пренебрежение его интересами общения с собственными детьми) приводят к повышению агрессивности, провоцируют протестные реакции у детей, что в последствии приводит к девиантному поведению.330 См. там же0


Информация о работе Технология социальной работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних