Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:53, курсовая работа
Цель исследования: составление технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у девушек.
Задачи исследования:
1 Конкретизировать научное представление о содержании понятий, «репродуктивное поведение», «репродуктивное здоровье», «здоровый образ жизни».
2 Исследовать особенности репродуктивного здоровья у девушек по средствам анализа эмпирических исследований.
3 Определить факторы, влияющие на репродуктивное здоровье в современных условиях и выявить влияние возраста на особенности отношения к репродуктивному здоровью у девушек.
4 Составить технологию формирования ответственного отношения девушек к репродуктивному здоровью.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ репродуктивного здоровья у студенческой молодежи ………………………………….……………………..5
1.1 Репродуктивное поведение, установки и мотивы на деторождение……………………………………………………………………5
1.2 Репродуктивное здоровье: определение, факторы, влияющие на него, исходя из результатов эмпирических исследований………………….8
Глава II. Организация и проведение эмпирического исследования
особенностей репродуктивного здоровья у студенческой молодежи………14
2.1 Обоснование выборки, задач и методов экспериментального исследования……………………………………………………………………14
2.2 Особенности отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи………………………………………………………..16
2.3 Разработка технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи…………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………60
Поэтому рассматривая проблему репродуктивного здоровья важно так же учитывать готовность молодых девушек к рождению детей.
Репродуктивное здоровье складывается из сексуального здоровья, безопасных методов планирования семьи, а также безопасного материнства. Репродуктивное здоровье – это сексуальное здоровье, которое соответствует физическому и психическому здоровью, которое отражается на всех функциях – репродуктивных и прочих. [8].
Репродуктивное здоровье подразумевает, что люди имеют безопасную половую жизнь, способны воспроизводить потомство и сами могут решать – когда, в каком количестве и как. В этом отражается право женщины и мужчины на планирование семьи тем методом, который они сами могут выбрать, а также методы регулирования рождаемости. [8].
По данным исследований можно отметить несколько групп факторов, влияющих на репродуктивное здоровье девушек: экологические факторы; двигательная активность (закаливание, пешие прогулки, спортивные нагрузки); рациональное питание; хороший сон; личная гигиена; употребление алкоголя, наркотических средств, курение; самооценка здоровья; половая активность (половые партнеры, методы контрацепции, прерывание беременности, половое воспитание, информация о половой жизни, знания о венерических заболеваниях, сексуальный опыт). [13].
Имеются многочисленные данные литературы, свидетельствующие о негативном влиянии экологически неблагоприятных факторов на здоровье женщин, в том числе на репродуктивное здоровье (Сивочалова О.В., 1997; Агаджанян Н.А., Радыш И.В. и др., 1998 Дворянский С.А., 1998). При этом в ряде работ (Кузнецова М.Н., Богданова Е.А.,; Сауткин М.Ф., 1991; Союнов М.А., 1998) показано, что проживание на экологически неблагоприятной территории приводит к задержке или нарушению полового созревания. О.И. Линева и др.(1997), изучая становление репродуктивной функции у 774 подростков г. Тольятти, а, также оценивая состояние репродуктивного здоровья у 1885 женщин, имеющих профессиональный контакт с вредными химическими и физическими факторами, установили, что 60% девушек, проживающих в неблагоприятных экологических условиях с промышленным загрязнением среды обитания, отмечают нарушения менструальной функции, которые в последующем реализуются в высокий уровень эндокринного бесплодия, невынашивания, синдрома задержки развития плода. Так из данных литературы известно, что климатогеографические факторы могут оказывать неблагоприятные влияния на репродуктивное здоровье. Например, согласно Н.Ф. Измерову и А.Н Баранову, проживание в районах Российского севера приводит к уменьшению размеров малого таза и к задержке полового созревания. [13].
Исходя из данных исследований, необходимо отметить важность проживания на экологически благоприятной территории выполнения работы не связанной с вредным производством. Так как это оказывает прямое влияние на репродуктивную функцию
Двигательная активность включает в себя в первую очередь занятия спортом. Согласно исследованию, проведенному в кировской области 1999 году Циркиным В.И., процент здоровых девушек, занимающихся спортивной деятельностью, намного выше, чем девушек, имеющих отклонения в репродуктивном здоровье. Гигиеническую гимнастику в течение дня выполняют девушки, относящиеся к первой группе здоровья. Среди здоровых девушек имеет место положительная мотивация на занятия гигиенической гимнастикой, в то время как во второй и, особенно, в третьей группе она выражена в наименьшей степени. Но процент девушек относящихся к первой группе здоровья намного ниже, чем второй и третьей. Туризм, прогулки, плавание и баня, как метод оздоровления, так же положительно оказывают влияние на репродуктивное здоровье девушек, но вовлечены в активную двигательную активность около 15% молодых девушек. Согласно исследованию среди девушек с явными признаками нарушения репродуктивного здоровья меньше процент девушек, занимающихся в основной группе, но выше процент, занимающихся в специальной группе и освобожденных от уроков физической культуры. Это с одной стороны, указывает на наличие у них соматической патологии, а с другой стороны, свидетельствует о значительном снижении у них двигательной активности на занятиях. Освобождение от занятий или уменьшение двигательной активности не способствует сохранению репродуктивного здоровья, а даже повышает вероятность его снижения. [13].
Значение сна для репродуктивного здоровья также играет большую роль. Согласно исследованиям в группе девушек с явными признаками нарушения репродуктивного здоровья, как и в группе риска, имеет место большая вариация такого показателя как длительность ночного сна. У части девушек сон, значительно короче, чем у здоровых, т.е. не более 6 часов, у части более длительный (9-10 часов), чем у здоровых, у которых сон длится 7-8 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно большой процент девушек, в том числе и среди здоровых, сон не превышает шести часов, что вызывает хроническое недосыпание и может стать причиной развития нарушения репродуктивного здоровья. [13].
Рациональное питание согласно К.С Петровскому (1982), построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношении. Гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна: потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических трат организма; содержать пищевые вещества, необходимые для построения тканей и органов и нормального течения физиологических процессов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду; быть разнообразной; обладать приятным запахом, вкусом и внешним видом и вызывать аппетит; иметь небольшой объем и обеспечивать чувство сытости; быть легко и хорошо усвояемой. Правильный режим питания – важное условие нормальной жизнедеятельности организма. Наиболее благоприятно четырехразовое питание при распределении калорийности суточного пайка: первый завтрак (25% рациона), второй завтрак (10%), обед (40-45%), ужин (20-25%). Существуют так же и другие подходы к определению правильного питания так, например, согласно Н.А. Агаджаняну (1998), принято считать наиболее регулярным шестиразовое питание при трех основных ее приемах (завтрак, обед и ужин). Кроме того, может быть второй завтрак, полдник и стакан кефира перед отходом ко сну. При этом между основными приемами пищи должно быть 5-6 часов, между ужином и отходом ко сну 3-4 часа. Относительно суточного рациона питания учащейся молодежи существуют различные рекомендации. Н.А. Агаджанян, В.И. Циркин (1998) приводят рекомендации специалистов по питанию, касающихся суточного рациона студенток: он должен включать мясо и мясопродукты (107 гр.), рыба и рыбные продукты (43 гр.), молоко (313 гр.), творог (18 гр.), сметана (20 гр.), всего молочных продуктов (903 гр.), яйца (22 гр.), масло растительное (22 гр.), сахар (80 гр.), хлебопродукты (343 гр.), картофель (268 гр.), фрукты свежие (112 гр.), сухофрукты (4 гр.). [13].
Курение, употребление алкоголя и наркотических средств негативно отражаются на репродуктивном здоровье девушек. Употребление спиртосодержащих напитков, наркотических средств, табакокурение приводит к росту заболеваемости, связанной с расстройством структуры и функций всех систем организма.
Существует множество проблем сексуальных взаимоотношений в период ухаживания, в браке и после рождения ребенка. [14]. Психологические последствия добрачного секса на личность разнообразны, начиная от самооценки и самоуважения до стресса, что может негативно отразиться на будущую супружескую жизнь партнеров. [15].
Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что молодые девушки чаще всего не задумываются об образе жизни и соответственно о репродуктивном здоровье, что подтверждается исследованиями, проведенными в этой области.
Широкое распространение беспроводных технологий, постоянный поток новых знаний, облегчение поиска информации, загруженность, повседневно-возникающие проблемы и многое другое влияет на сознание современных студентов, выводя здоровье далеко не на первый план. Несмотря на усилия государства, которое поддерживает спорт, талантливую молодежь, предпринимает меры по улучшению качества жизни молодого поколения, студенты по-прежнему остаются той уязвимой частью населения, которая старается следовать моде, попадая под влияние средств массовой коммуникации, и поэтому, часто халатно относится к своему здоровью, экспериментируя и рискуя, порой, своей жизнью.
Глава II. Организация и проведение эмпирического исследования
особенностей репродуктивного здоровья у студенческой молодежи
Говоря о сексуальной активности молодежи, нельзя забывать, что психосексуальное развитие следует считать одним из компонентов гармоничного развития личности и важной составной частью здоровья. [6]
Среди всей молодежи, студенческой является более 55 тысяч студентов, в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования. По данным официального сайта города Кирова. [1].
Данная выборочная совокупность является целесообразной, потому что «студенческая молодежь – особая социальная группа населения России, возрастные границы которого определяются 18-25 годами. При этом студенчество отличается от других возрастных групп, а также от своих сверстников формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в учебных заведениях, «локализацией» образа жизни в стенах учебного заведения, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и не учебное время». [2].
Именно в студенческие годы молодые люди готовятся к семейно-брачным отношениям, что является необходимым условием для развития общества и самореализации молодых людей.
В этом возрасте девушки находят потенциальных мужей и строят планы на будущее, но из-за многообразия соблазнов часто не задумываются о своем здоровье
Состояние репродуктивного здоровья молодёжи вызывает серьёзные опасения. В современной России около 20 % девушек имеют различные гинекологические заболевания, частота которых за последние пять лет увеличилась в три раза. Расстройства соматического и психического здоровья в сочетании с патологией репродуктивной системы встречаются более чем у половины девушек в возрасте до 18 лет. [7]
Выборочная совокупность: в Вятском государственном гуманитарном университете будет опрошено равное количество девушек разных курсов, незамужних и не имеющих детей. Таким образом, основным параметрам построения выборки будет являться курс обучения девушек. Число респондентов в исследовании составит 100 человек.
Метод исследования: раздаточное стандартизированное анкетирование. Анкета представляет собой опросник из 16 вопросов закрытого, полузакрытого и открытого характера (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Методы анализа полученной количественной информации:
Анализ количественной
информации, полученной в ходе анкетирования,
предполагал составление и
Структура и описание анкеты.
Анкета состоит из 16 вопросов, которые делятся на 6 блоков:
Блок 1. Отношение к здоровому питанию. Он включает в себя вопросы 13 и 14, где раскрывается положительное или отрицательное отношение к правильному, сбалансированному питанию и желание изменить его.
Блок 2 . Ориентация на детей. В это блок входят: 12, 5, вопросы. В 12 вопросе раскрывается желание на рождение детей и их количество, а 5 вопрос раскрывает взаимосвязь влияния родительской семьи на ориентацию будущего поколения.
Блок 3. Отношение к своему здоровью. В этот блок включены вопросы: 1, 6, которые отражают зависимость группы здоровья и регулярность физических нагрузок.
Блок 4. Подверженность вредным привычкам раскрывается в 7 и 8 вопросе. Отношение к алкоголю и курению в зависимости от частоты употребления.
Блок 5. Информированность девушек о заболеваниях, передающихся половых путем раскрываются в вопросах 10 и 11. В 3 и 9 вопросы отражают интимную активность девушек и способах защиты.
Блок 6. Паспортичка.15, 16, 17 вопросы, которые раскрывают выборочную совокупность.
По результатам исследования были получены следующие данные: на первый вопрос: «Какая у вас группа здоровья?», данные распределились следующим образом. (Таблица. 1).
Таблица.1. Распределение ответов на вопрос:
«Какая у вас группа здоровья?»
Курс обучения |
Итог | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Какая у вас группа здоровья? |
I |
9 |
10 |
9 |
11 |
15 |
54 |
16,7% |
18,5% |
16,7% |
20,4% |
27,8% |
100,0% | ||
II |
8 |
7 |
12 |
7 |
6 |
40 | |
20,0% |
17,5% |
30,0% |
17,5% |
15,0% |
100,0% | ||
III |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 | |
25,0% |
25,0% |
,0% |
25,0% |
25,0% |
100,0% | ||
Итог |
18 |
18 |
21 |
19 |
22 |
98 | |
18,4% |
18,4% |
21,4% |
19,4% |
22,4% |
100,0% |