Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:32, реферат
Лица, принимающие решения – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.
Эффективность принимаемых решений в значительной мере зависит от качеств, характеристик, важнейших черт ЛПР. При персонифицированном принятии решений у ЛПР можно выделить индивидуальные черты, присущие конкретной личности, и постоянные черты ЛПР. При коллективном принятии решений важно еще сочетание личностных черт (индивидуальных и постоянных) у членов группы – коллективного ЛПР.
1. Основные черты лпр 2
2. Система ролей руководителя 9
3. Типология лидерства 10
4. Принятие решений в условиях ограничений 18
Список используемой литературы 24
К
объективным качествам лидера относятся
уровень агрессивности, внешность,
манеры, психологические особенности,
способность генерировать и «доносить»
до аудитории объединяющие и мобилизующие
социальные идеи. Совокупность таких качеств,
описывающих лидера, приведена в таблице
5.4.
Таблица 5.4
Структура качеств лидера
Элементы структуры | Типичные качества и поведение лидера | Достигаемый результат |
Этологический (биологический) | 1. Легко приходит в ярость, стремится навязывать конфликты, активно и умело угрожает, сравнительно легко переносит чужие угрозы. | – психика конкурентов угнетается, подавляется их воля, утрачивается способность к рациональному поведению, срабатывает инстинкт подчинения; |
Социально–психологический | 2. Производит
впечатление сильного, уверенного
в себе, вызывает доверие, симпатию,
обладает способностями |
– пробуждается готовность “пойти” за лидером, выполнять его указания, стать его сторонником; они заражаются агрессивными (по отношению к его конкуренту) эмоциями; |
Онтологический | 3. Имеет
внешность, манеры, черты характера,
присущие лидеру (или которые
могут быть так истолкованы).
4.
Имеет “подходящую” биографию,
обладает определенной |
– избиратель
на эмоциональном (подсознательном) уровне
признает его право на лидерство;
– избиратель на рациональном (сознательном) уровне признает его право на лидерство; |
Социальный | 5. Способен
генерировать и провозглашать
объединяющие и мобилизующие
идеи, в том числе:
а) запугивающие (“вокруг одни враги”, “тебе угрожает смертельная опасность”, “твое будущее безнадежно”); б) успокаивающие (“мы - сильная группа, мы победим”, “наш путь правильный”, “ты наш”, “мы тебя спасем”); в) завлекающие (“ты получишь все о чем мечтаешь”). |
– пробуждается
состояние повышенной тревожности,
страх, ощущение беспомощности, неуверенности
в себе, в своем будущем;
– порождается чувство общности (идентичности) с лидером; включенности в сильный, “правильный” коллектив, который защитит; появляется ощущение безопасности, уверенности в себе и в своем будущем; –стимулируется
чувство признательности и |
Если двум людям поручить выполнение определенных управленческих функций, то они в процессе их выполнения будут осуществлять различные действия. Существует довольно скромный спектр работ управленца, где жестко определено, что, как и когда необходимо делать. В этой ситуации свобода выбора действий полностью исключается.
Широта выбора определяет возможности для конкретного руководителя делать определенную работу способом, отличным от способов других управленцев. Для выбора необходимо определить требования и ограничения в работе.
Требования к работе определяют то, что должен делать руководитель. Ограничения в принятии УР включают внутренние и внешние факторы, определяющие поле возможных действий.
В зависимости от соотношения конкретных требований и ограничений возможны три типа условий принятия УР.
Первый тип работ (а) необходимо выполнять при узкой, а третий (в) – при широкой сфере контроля.
Второй
тип работ (б) предполагает наибольшую
свободу действий менеджера. Она
требуется при решении
Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.
Ответственность ЛПР – это:
готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение;
готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия);
готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.
Различают:
собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия);
чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других);
ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом);
внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия);
ответственность перед организацией (учет интересов организации и ее миссии).
Руководитель
занят преимущественно
Возможно несколько вариантов реакции руководителя на возникшую проблему в зависимости от типа руководства (рис.5.6).
В соответствии с теорией в рассмотренном примере в первом и втором случае ЛПР – это директор. В третьем случае в качестве ЛПР выступает комитет, который отвечает за принятие решения и его последствия.
При попытке разобраться в японском процессе принятия решений происходит слияние понятий культуры и процедуры. Необходимо проанализировать две специфические черты культуры: групповые управленческие решения и достижение консенсуса.
При
принятии группового решения создаются
причастность и обязательство членов
группы по отношению к окончательному
управленческому решению. А это
облегчает его реализацию. Кроме
того, принятие решений группой обеспечивает
выбор наилучших вариантов
Наконец, принятие групповых решений компенсирует отсутствие компетенции у некоторых лиц, которые в противном случае были бы вынуждены принимать такое решение сами. С помощью коллективных решений можно избежать пагубных индивидуальных решений.
Среди
недостатков групповых
Второй фактор культуры – это испытываемое японцами влечение к достижению консенсуса. В Японии коллективные задания выполняются более эффективно, поскольку согласие достигается заранее. Консенсус представляет собой единственное и уникальное решение группы. Он отличается от компромисса, который достигается путем переговоров. В японской фирме конкурентный характер достижения компромисса был бы губительным для коллективной работы. Наоборот, при терпеливой выработке консенсуса в него включаются (или, по крайней мере, учитываются) точки зрения всех участников окончательного решения. Это высокодемократичный процесс.
Несмотря на его «согласующуюся» суть, достижение консенсуса связано с рядом проблем:
1.
Консенсус отнимает много
2. Бихевиористские модели способствуют выработке группового мышления. Поскольку члены группы высказывают свое мнение с нежеланием, может появиться неверное решение. При отсутствии альтернативы группа поддержит такой бракованный консенсус ради гармонии в группе.
3. Консенсус может быть и не достигнут. Поскольку конкуренция при поиске выхода из тупика разрушила бы гармонию групповых интересов, то она недопустима. Следовательно, в такой ситуации никаких действий не предпринимается.
Основные фазы процесса принятия группового решения:
1.
Фаза ориентации – вначале
члены группы чаще всего
2.
Фаза конфликта –
3.
Стадия выхода – конфликты
и разногласия на этой стадии
рассеиваются. Возникает неясность,
но по причинам в корне
4.
Фаза укрепления – на этой
стадии группа достигает
Некоторые традиционные проблемы ЛПР при принятии УР:
Импровизированные,
спорадические и
Множественность
целей в сочетании с
Решения – продукт сложного посреднического и переговорного процесса, занимающего гораздо больше (чем запланировано) времени и вовлекающего большое количество заинтересованных сторон;
Хотя менеджеры должны разбивать более глобальные задачи, которые необходимо решить в ходе их профессиональной деятельности, на подробные цели и подцели, в действительности, большинство заданий ЛПР не имеет ни начала, ни конца; проблемы идут сплошным потоком, и обычно существует очень мало возможностей “чистого” завершения деятельности или решения организационных проблем раз и навсегда.
Хороший
менеджер должен уметь работать на
фрагментированной, сложной арене
никогда не заканчивающихся задач
и бесконечного взаимодействия с
другими людьми. Ему необходимы такие
поведенческие характеристики, как
экстраординарное терпение, выносливость
и способность думать “на ногах”
– заключать компромиссы, переговариваться
на пике момента и переориентировать
мышление от предмета к предмету по
требованию момента.