Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:05, реферат
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.
Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. М.В. Ломоносова исследования позволяют создать портреты преподавателя и студента глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.
Студенты идеальным
Модель преподавателя, которую студенты назвали «супер» и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало, и так труднодостижимо.
Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде всего отразилось на молодых. На собраниях преподавателей университетские педагоги с болью констатировали обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления, недостаточную развитость сферы чувств, что в значительной степени вытесняет из процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но и знание. Высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше.
Итак, на лицо два факта: с одной стороны, снижение общекультурного уровня студентов, с другой - высокая оценка в модели преподавателя «широкого кругозора», «знания не только предмета». И эти факты не противоречат друг другу, как может показаться на первый взгляд, а обусловливают друг друга. Именно потому, что познавательная потребность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена должным образом в предыдущий возрастной период, сейчас она проявляется более интенсивной, чем прежде, потребностью получить от преподавателя нечто большее, чем конкретные факты преподаваемого предмета, - то, что мы традиционно относим к понятию «широкий кругозор».
В таких непростых условиях важно сформировать и у преподавателя и у студента такое качество как толерантность - «правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений» .
Однако хотелось бы обратиться и к другому исследованию. А.С. Горбатенко, доцент, кандидат психологических наук провела анкетирование «Преподаватель глазами студентов» и, наткнулась на неоднозначность мнения студентов. Часто в основу положен половой признак, а не профессионализм, многое зависит от количество студентов в аудитории, с которыми работает педагог и др. Т.е. любое проводимое в этой области исследование нельзя считать «истиной в последней инстанции» .