2) Оценка
проделанной работы требует учета
коллективного мнения, проведения
индивидуальных бесед с сотрудниками.
На основе этой подготовительной работы
начальник определяет:
- в какую сторону сместить оценочные акценты;
- когда высказать оценку (сразу или спустя некоторое время);
- в какой обстановке (публично или индивидуально);
- в какой форме (устно или письменно);
- от чьего имени (от своего или от коллектива).
3) Оценка
проделанной работы требует корректности
и такта. При публичном обсуждении
итогов недопустимо сенсационно, с сарказмом,
преподносить выявленные недостатки,
приписывать вину. Важно предоставлять
подчиненным возможность отвечать на
выдвинутые в их адрес обвинения. Если
руководитель сделает ошибочный вывод,
то его долг публично признать свою ошибку.
К основным формам
вербальной оценки подчиненного относят:
- поощрение;
- похвалу;
- одобрение;
- критику.
Важно избрать
такую ее форму, которая побуждала бы
его к изменению отношения к заданию.
Возможны
следующие варианты критики:
- упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
- надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
- аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
- похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»);
- озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»);
- сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»);
- удивление («К сожалению, не ожидал от вас этого»);
- смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»);
- опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»);
- намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»);
- наказание.
Важнейшей формой
управленческого воздействия руководителя
является отдача приказов (распоряжений).
Зачастую руководителям не хватает чувства
уверенности. Они ясно представляют, что
необходимо делать, однако им не хватает
способностей и навыков добиться качественного
выполнения всех своих распоряжений. Это
вызывает у них постоянное ощущение несоответствия
своему месту.
Обычно различают
следующие варианты отдачи приказов
и распоряжений:
1. «Туманный приказ». Он
характеризуется неясностью, неконкретностью,
размытостью требований и, как правило,
почти не имеет шансов привести к положительным
результатам.
2. «Приказ-уговор». Руководитель
взывает к логике, чувству личной заинтересованности
или лояльности подчиненного. Этот метод
может быть эффективен, если он удачно
применен и подчиненный понимает, почему
ему необходимо изменить свое поведение,
выполнить что-то. Однако он только тогда
полезен, когда подчиненный разделяет
убеждения и ценности руководителя и организации
в целом.
3. «Приказ-угроза». Этот
метод основан на том предположении, что
страх иногда является достаточным мотивом
и короткое время эффективен. Однако чувство
обиды может усилиться и сказаться на
самочувствии как руководителя, так и
подчиненного, может привести к конфликтам.
Он эффективен лишь в экстремальных ситуациях,
требующих быстрых действий.
4. «Приказ-просьба». Руководитель
пытается взывать к лучшим чувствам подчиненного
и обеспечить себе сочувствие. Этот метод
обоснован и эффективен при условии, что
между руководителем и подчиненным существует
особая доверительность отношений.
5. «Приказ-подкуп». Руководитель
может предоставить своему подчиненному
какие-либо преимущества, если он определенным
образом изменит свое поведение, свои
действия или будет выполнять что-либо.
В некоторых ситуациях подкуп как метод
действует, однако его применение таит
в себе нежелательные последствия для
руководителя. Этот метод разделяет и
противопоставляет подчиненных, заставляет
их в дальнейшем ждать еще больших уступок.
6.«Приказ
– категоричное требование». Руководитель
использует правила и требования обычной
субординации, чтобы заставить подчиненного
выполнить определенную задачу. Он в категоричной
и лаконичной форме отдает распоряжение,
не терпящее ним возражений, ни двусмысленностей.
Этот подход не слишком оригинален, но
его преимуществами являются простота,
четкость, отсутствие множества толкований.
Какой-либо
из вариантов отдачи распоряжений и
приказов эффективен лишь в конкретной
ситуации, при решении конкретных
задач и в отношении конкретного подчиненного.
Резюме
- Психологическое воздействие рассматривается как структурная единица, компонент общения, целью и результатами которого является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Управленческое воздействие выступает частью, функциональной формой психологического воздействия и используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный» и др.).
- Основные способы управленческого воздействия – внушение, заражение, подражание и убеждение.
- Внушение – способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.
- Заражение – способ психологического воздействия, основанный на бессознательной, невольной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне.
- Подражание – способ психологического воздействия, основанный не только на принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
- Убеждение – преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. При убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.
- Эффективность психологического воздействия зависит от учета индивидуальных особенностей подчиненных. Анализ темперамента, характера, способностей, интересов, потребностей, поведенческих стереотипов позволяет выявить определенную типологию объектов психологического воздействия.
Вопросы и задания
для самоконтроля:
- Какова структура управленческого воздействия?
- Раскройте основные подходы к проблеме управленческого воздействия руководителя.
- Что такое феномен конформизма?
- В чем особенность механизма: убеждение, внушение, заражение, подражание, просьба, принуждение, манипуляция?
- Раскройте сущность различных форм управленческого воздействия руководителя.
- Представьте типологию объектов психологического воздействия.
- Дайте характеристику различных видов приказов и распоряжений как форм психологического воздействия.
Литература:
- Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами /Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2006. –399 с.
- Коноваленко, В.А. Управление персоналом – креативный менеджмент в помощь руководителю / В.А.Коноваленко, М.Ю.Коноваленко. – М.: Дашков и К., 2009. – 223 с.
- Мерманн, Э. Мотивация персонала /Э. Мерманн. – Мотивация персонала.: Гуманит. центр, 2007. – 182 с.
- Рамендик, Д.М. Управленческая психология /Д.М. Рамендик. – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – 254 с.
- Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К.Семенов, Е.Л.Маслова. – М.: Дашков и К., 2006. – 274 с.