Типология памяти. Виды памяти. Механизмы запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для учения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)
  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

По продолжительности сохранения информации       

  1. Мгновенная или иконическая память - данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.

Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память - образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

  1. Кратковременная память - хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с.

Этот вид запоминания может происходить  после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями)

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания  на нее. НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее  особенности как свойство замещения. Когда

индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и

обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

  1. Оперативная память - память рассчитанная на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

  1. Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен  материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с  запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

    

 

 

 

 

 

3. Механизмы памяти.

 

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук:

физиология, биохимия и психология. Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур.  Психологи  подчеркивают зависимость памяти от характера  деятельности человека и направленности личности.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный  процесс памяти. От него зависит  полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде, и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий.  Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

Теперь подробнее о каждом процессе:

  1. Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга.

Образуются временные словно-рефлекторные связи. Их еще называют

следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день.

Произвольное запоминание может проходить двумя способами:  через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). 

Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.5

  1. Сохранение - когда следы  памяти не исчезают, а фиксируются  в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.

Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

  1. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:
  • Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
  • Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
  • Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливается необходимый материал.
  • Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт.

Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что  наибольший объем материала забывается  в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

  1. Теория  систематической деформации следов памяти -  говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.
  2. Теория ретроактивного и проактивного торможения - говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).  
  3. Теория мотивируемого забывания - говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти.

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

  1. при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец ("эффект края);
  2. запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней;
  3. любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше;
  4. установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с  целью деятельности.
  5. один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции - это улучшение со временем, воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала;
  6. простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго;
  7. более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго;
  8. любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями;
  9. память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти;
  10. память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию":  при потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: стачала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.

                                  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

В данном реферате была кратко рассмотрена память: ее определения, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти. Тем не менее,  очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.

Св. Августин когда-то сказал: "Человек - это великая глубина.                         Легче посчитать волосы на его голове, чем чувства, мысли и наклонности его сердца"

Таблица, данная ниже, просуммирует,  что представляет собой понятие "память", которое кратко обсуждалось в данной работе.

    

   
 

   
 


 

 

                                

 

Список литературы:

 

  1. Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание,

Москва, 1999, стр. 159

  1. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89
  2. Макселон Юзеф, Психологія, Львів. Монастир Монахів Студійського Уставу. Видавничий віділ "Світчадо", 1998, стр. 125
  3. Максименко С.Д., В.О.Соловьяненко, Загальная психологія, МАУП, Киев 2000
  4. Немов,Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184
  5. Ясперс Карл, Общая психопатология,  «Практика», Моска 1997, стр. 218

    

 

    

 

1 Р.С.Немов, Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184

 

2 Юзеф Макселон, Психологія, Львів. Монастир Монахів Студійського Уставу. Видавничий віділ "Світчадо", 1998, стр. 125

 

3 М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999, стр. 160

 

4 Карл Ясперс, Общая психопатология,  «Практика», Моска 1997, стр. 218

 

5 С.Д.Максименко, В.О.Соловьяненко, Загальная психологія,МАУП, Киев 2000, стр.189

 

 

 


Информация о работе Типология памяти. Виды памяти. Механизмы запоминания