Типы неврозов, неврастения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Неврастения — психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Впервые описана американским врачом Георгом Бирдом в 1869. Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.).

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа, Неврастения.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Очень важно соблюдать режим дня, особенно ложиться спать в одно и то же время, чтобы выработать у больного рефлекс засыпания. Одновременно следует провести общеукрепляющее лечение.

  • Медикаментозное лечение.

Медикаментозное лечение зависит от особенностей жалоб и самочувствия больного. При общей слабости, вялости, снижении работоспособности и быстрой утомляемости полезен прием различных стимуляторов центральной нервной системы (пантокрин и настойки из корня женьшеня, лимонника, левзеи, заманихи, стеркулии или аралин по 15—30 капель за прием). Положительное действие в общем комплексе лечебных мероприятий при невротических состояниях оказывают электросон, иглоукалывание и некоторые физиотерапевтические процедуры.

  • Психотерапевтическое лечение.

Одной из основных психотерапевтических методик является рациональная психотерапия. Основы данного метода были заложены швейцарским невропатологом Dubois (1912), который ставил во главу угла убеждение пациента. Главной мишенью такого лечения является искаженная внутренняя картина болезни, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо чётко, доступно и обосновано изложить пациенту суть его заболевания. Важно подчеркнуть психогенную основу заболевания, отметить, что в его основе находится не «повреждение», а всего лишь «дисфункция»; не «поломка», а всего лишь «разбалансировка». В рамках рациональной психотерапии врач должен попытаться изменить отношение пациента к факторам, которые могут вызвать тревогу и снижение настроения, или помочь приспособиться к ним.

Для пациентов с эмоциональным  выгоранием необходимо изменить вызывающую стресс ситуацию. Также, необходимо увеличить свои социальные ресурсы и получить социальную поддержку от родных, друзей.

Целью личностно-ориентированной психотерапии (реконструктивной) является создание личности, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем изменения системы ее отношений (Карвасарский Б.Д., 1985). В процессе лечения в сознании пациента выстраивается определенная последовательность звеньев новой концепции болезни (симптоматика -эмоциональные факторы или патогенные ситуации — личностные позиции, или отношения - невротический конфликт - потребности, или мотивы).

В последние десятилетия  широкое распространение  в лечебной практике получила личностно-ориентированная психотерапия в групповой форме (Карвасарский Б.Д., 1990). Ее специфика заключается в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и самого психотерапевта. Взаимоотношения, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его реальные взаимоотношения в жизни, т.е. группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

Необходимо  отметить также рационально-эмотивную  терапию, в ходе которой происходит изменение иррациональных установок на рациональные. А. Эллис и У Драйден (2002) выделили 4 главные категории иррациональных суждений приводящих к развитию патологических состояний:

  1. Долженствование: суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть.
  2. Катастрофичность: суждения о том, что все ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть.
  3. «Надлежит» и «следует»: суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.
  4. Порицание: суждения, принижающие личность - собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть.

Работа  психотерапевта, проводящего такую  психотерапию, сводится сначала к  выявлению иррациональных установок больного, затем к пересмотру их и после этого к формированию и закреплению у пациента гибких рациональных установок. Врач помогает пациенту отдифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии — не поощрение больного к уходу от столкновения с событием и не изменение его, а осознание системы оценочных представлений, затрудняющих разрешение этого конфликта.

Гипнотерапия - метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. По данным Р.Д. Тукаева (2003) применение гипнотерапии в лечении неврастении отличается стопроцентной эффективностью. 

Очень широкое применение в лечении неврастении  получил метод  аутотренинга (аутогенная тренировка), предложенный J.Schultz (1932), при котором путем самовнушения достигается состояние расслабления -релаксации. Первые сеансы направлены на достижение ощущений тепла и тяжести в конечностях и теле. В дальнейшем проводятся лечебные сеансы, направленные на улучшение тех или иных функций организма: регуляция пульса, дыхания и т.д.

Для лечения неврастении  наиболее подходит методика К.И. Мировского и  А.Н. Шогама (1963). Если классическая аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном счете на транквилизирующий эффект, то данная методика рассчитана на стимулирующий эффект («психотоническая тренировка»). Тренировка начинается непосредственно со специализированных мобилизующих (активирующих) упражнений. Релаксирующий этап тренировки резко сокращен или совсем исключен. Авторы предлагают формулы самовнушения примерно такого содержания: «Плечи и спину охватывает легкое познабливание, будто приятный освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. Все готово к борьбе!». Такой мобилизующей формуле предшествует формула покоя: «Я совершенно спокоен. Ничто и никто не отвлекает. Я совершенно спокоен». Тренировка заканчивается энергичной мускульной самомобилизацией: «Я — как сжатая пружина. Все готово к броску. Весь напряжен. Внимание! Встать! Толчок».

Биологическая обратная связь (БОС) представляет собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи, на базе компьютерной техники, подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функцию произвольно.  

Метод электроэнцефалографической биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС) довольно широко применялся в лечении различных неврозов. Исследования, проведенные в Институте мозга человека РАН, показали, что после курса ЭЭГ-БОС направленной на увеличение интенсивности альфа- составляющей (альфа-тренинга) отмечается уменьшение признаков астении, значительное снижение тревожности, уменьшение интенсивности головной боли напряжения (Сурушкина С.Ю.,2005). Кроме этого наблюдалась тенденция к нормализации ночного сна. Контрольное психофизиологическое исследование показало достоверное снижение уровня импульсивности, повышение уровня внимания. Клиническое улучшение почти в 70% случаев сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ, выражающейся в достоверном увеличении спектральной мощности альфа-ритма в затылочных отведениях после завершения курса лечения.

Таким образом, после проведения курса  альфа тренинга отмечалось не только клиническое улучшение, но и изменение функционального состояния головного мозга, отражающееся в изменении паттерна ЭЭГ (Сурушкина С.Ю.,2005).

В лечении неврозов, возникших на почве  семейных или супружеских проблем, применяют парную (супружескую) терапию. Если при данных условиях невроз возник у ребенка, применяют семейную терапию.

Информация о работе Типы неврозов, неврастения