Типы темперамента, их психологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Понятие «темперамент»……………………………………………………6
1.1История…………………………………………………………………………....6
1.2Типы темпераментов, их психологическая характеристика…………………..8
Глава 2 Темперамент в жизни человека…………………………………………..13
2.1Роль темперамента в деятельности человека………………………………….13
2.2Темперамент как фактор деятельности………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..…18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 427.88 Кб (Скачать файл)

Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации.

 

 

МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание темперамента по доктору А. П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."

В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной  чувственности, в обидчивости. Малая  реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в  том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его  движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой  обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого  не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А. П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."

В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это  проявляется в том, что его  трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно  преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой  ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность  мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.5

В чистом виде темпераменты практически  не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так  как деление темперамента всех людей  на четыре группы весьма условно. Более  широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным  образом течение психической  жизни человека, динамику психической  деятельности.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Темперамент  в жизни человека

2.1 Роль темперамента в деятельности человека.

Если оценить приведенные психологические  характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как  хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво  и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой  тревожностью, но зато он тонко чувствующий  человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.7

В зависимости от того, как человек  относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным к  длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций  и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять  сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного  образа действий у холерика может  сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические  потрясения, сложные конфликтные  ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную  динамическую особенность психики  человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей  требуют особенно внимательного  индивидуального подхода. При необычных  сверхсильных воздействиях, порождающих  преступно-опасную ситуацию, ранее  сформированные тормозные реакции  могут "растормозиться" прежде всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

В зависимости от условий жизни  и деятельности  человека отдельные  свойства его темперамента могут  усиливаться или ослабляться. В  то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого  проявления с возрастом человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Темперамент как фактор деятельности.

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так  как они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа, внимание которых  очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда  надо ликвидировать простой станков  или обрыв нити, это положительное  свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также  положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость  внимания, так как эти работницы  быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе  свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен  международного класса и т. п., чья  деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень  требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая  тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими  свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует  индивидуальных приемов работы или  воздействия на человека. Так, меланхолики  быстро устают. Поэтому им нужны  более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера  личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние  различных факторов, определяющих уровень  нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулирование деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.8

 

Заключение

Таким образом, темперамент  относится, прежде всего, к биологически обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно  место темперамента среди иерархии подструктур личности можно представить  в виде таблицы.

 

Подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального  и биологического

Основные связи с

Специфические виды формирования

Необходимые уровни психологического анализа

     

Отражением

сознанием

потребностями

активностью

   

Биопсихические свойства

Темперамент

Социального почти нет

Физиологические механизмы  психического отражения

Только стиль осознания

Через биологическую нужду

Через силу и подвижность  нервных процессов

Тренировка

Психофизиологический. Нейропсихологический


 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию. М., 2002
  2. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 2005.
  3. Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008 г.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,2007.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.
  6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.,  2002
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006.
  8. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.— М., 2001.
  9. Немов Я.С. Общая психология. М. 2008.
  10. Психология под ред. Крылова А.А. М.,  2000
  11. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. М., 2007.
  12. Рогов Е.И.  Общая психология. М., 2002.
  13. Самыгин С. И., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие, Ростов на Дону, “Феникс”, 2008 г.
  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов - на-Дону: Феникс,2006.
  15. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.

1 Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию, с 7

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, с 20

3 Маклаков А.Г. Общая психология, с 201

4 Психология индивидуальных различий, 12с

5 Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека, с 52

6 Столяренко Л.Д. Основы психологии, с 35

7 Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, с 251

8 Мясищев В. Н. Личность и неврозы, с 62


Информация о работе Типы темперамента, их психологическая характеристика