Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, реферат
Истоки первых религиозных представлений предков современного человека
тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо,
это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитических палеоантрогюв (неандертальцев и неандерталоидов
или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа
- сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому
способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и
к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере
духовной, т. е. к работе мысли.
Министерство образования и
Факультет «Психология и
«Тотемизм,анимизм,спиритизм,
Нижний Новгород 2012г.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ
РЕЛИГИИ
Истоки первых религиозных представлений
предков современного человека
тесно связаны с возникновением у них
ранних форм духовной жизни. Видимо,
это могло иметь место лишь на определенной
ступени трансформации
нижнепалеолитических палеоантрогюв
(неандертальцев и неандерталоидов
или, как принято теперь считать, пресапиенсов)
в людей современного типа
- сапиентных, т. е. разумных, обладающих
уже умением рассуждать и потому
способных не только к накоплению и осмыслению
практического опыта, но и
к некоторой абстракции, к реализации
чувственных восприятий в сфере
духовной, т. е. к работе мысли. Возможно,
что еще до завершения процесса
сапиентации тысячелетиями накопленная
практика охоты - важнейшего
момента обеспечения существования - или
погребения покойников уже
формировала у членов первобытного стада
нормы поведения, диктовавшиеся
не только целесообразностью, но и верой
в существование
сверхъестественных сил, которые могут
помочь или навредить. Однако это
только предположение. Реально подобного
рода кардинальные изменения
наука фиксирует лишь с момента завершения
процесса сапиентации около 40
тыс. лет назад, когда новый сапиентный
человек стал быстро
распространяться по планете, решительно
вытесняя своих более отсталых
предшественников.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Обратимся прежде всего к этнографии.
Какое явление религиозной жизни
первобытных в недавнем прошлом обществ
представляется наиболее
характерным и универсальным, тесно связанным
с их насущными жизненными
потребностями? Мы сталкиваемся с чрезвычайной
сложностью и многообразием
религиозных верований, обрядов и символики,
сложностью тем более
поразительной, что речь идет об обществах,
стоящих на одном из самых
низких уровней развития материальной
культуры и социальных отношений.
Ничего парадоксального в этом, однако,
нет. Первобытность — не синоним
духовного убожества, а явление стадиальное,
современная наука
обнаруживает и на одной из самых ранних
стадий общественного развития
сравнительно богатую и сложную духовную
культуру, вполне соответствующую
этой стадии.
Физический (антропологический) тип, физиология
(прежде всего мозг),
нервная, эндокринная и прочие системы
биологической и психологической
сферы сапиентного человека достаточно
резко отличались от тех, что были
свойственны его предшественникам. Это
сказалось не только на характере
его жизнедеятельности, на распространении
по ойкумене, но и на уровне
его мышления, способностях к абстракции,
к сильным эмоциям, к
воображению, к установлению устойчивых
логических связей, как истинных,
так и ложных. Сапиентный человек, даже
первобытный дикарь, - это уже
человек разумный, мыслящий, способный
к определенному анализу,
осмыслению конкретной ситуации, практического
опыта, закрепленного в
регулярной деятельности. Но на чем зиждился
этот анализ?
Крайне скудный запас знаний, страх перед
неведомым, то и дело
корректирующим эти скудные знания и практический
опыт, полная
зависимость от сил природы, прихотей
окружающей среды и т. п. - все это
неизбежно вело к тому, что сознание сапиентного
человека с первых же его
шагов определялось не столько вытекавшими
непосредственно из опыта
строго логическими причинно-следственными
связями, сколько связями
эмоционально-ассоциативными, иллюзорно-фантастическими.
Речь идет не о
«мыслящем дикаре», не об «абстрактно
рассуждающем индивиде». Именно в
рамках коллектива, например небольшой
орды в 20-50 человек, в трудовой
деятельности (охота, добывание пищи, выделка
орудий, оборудование
жилища, поддерживание огня и т. п.), в постоянном
социальном общении, в
процессе семейно-родовых контактов и
событий (обмен женщинами и брачные
связи, рождение и смерть) складывались
и укреплялись примитивные
первичные представления о сверхъестественных
силах, повелевающих миром,
о духах-покровителях данного коллектива,
о магических связях между
желаемым и действительным. Становление
такого рода
иллюзорно-фантастических представлений
можно продемонстрировать
применительно к верхнепалеолитическому
сапиентному дикарю двумя важными
нововведениями, характерными именно
для его эпохи и отличавшими ее от
эпохи досапиентных предлюдей.
Во-первых, это практика захоронений. Пещерный
сапиентный человек хоронил
своих близких в специальных погребениях,
причем покойники проходили
через обряд определенной подготовки
их к загробной жизни: тело их
покрывали слоем красной охры, рядом с
ними клали предметы обихода,
украшения, утварь и т. п. Это означает,
что хоронивший своих умерших
коллектив уже имел зачаточные представления
о загробном существовании. И
сколь бы еще смутными ни были эти представления,
из них явствует, что
загробная жизнь казалась верхнепалеолитическим
людям продолжением жизни
земной. Другими словами, в эпоху верхнего
палеолита уже сложились идеи о
существовании наряду с реальной жизнью
иного мира - мира умерших и
духов: считалось, что покойники могут
как-то влиять на жизнь живых (чем,
в частности, и объясняется особая забота
о мертвых).
Во-вторых, это практика магических изображений
в пещерной живописи,
появившейся именно с началом верхнего
палеолита, с возникновением
сапиентного человека. Подавляющее большинство
известных науке пещерных
рисунков - это сцены охоты, изображения
людей и животных, либо людей,
ряженных в животные шкуры, а то и просто
полулюдей-полуживотных. Эти
изображения свидетельствуют о том, что
первобытные люди верили в
существование сверхъестественных связей
между людьми и животными, а
также в возможность воздействовать на
поведение животных с помощью
магических приемов, посредством обладающих
могуществом в мире духов их
покойных предков, либо при помощи посредников
между живыми и умершими,
т. е. различного рода колдунов и шаманов.
Эти связи между людьми и животными, опосредствованные
к тому же
известным верхнепалеолитическому человеку
культом плодородия и
размножения (статуэтки женщины-матери
с подчеркнутыми половыми
признаками часто встречаются на стоянках
пещерных людей, раскапываемых
археологами), получили в представлении
первобытных коллективов на стадии
их трансформации из орд в родовые группы
вполне определенное религиозное
осмысление. Речь идет о тотемизме.
Тотемизм
Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".
К
тотему относились как к доброму
и заботливому предку и покровителю,
который оберегает людей —
своих родственников — от голода,
холода, болезней и смерти. Первоначально
тотемом считались только настоящее
животное, насекомое или растение.
Затем достаточно было его более
или менее реалистического
Выбор
тотемов зачастую связан с физико-географическим
характером местности. Так, например, у
многих племён Австралии в качестве
тотемов выступают
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство с ним. Жители Южной и Юго-Восточной Австралии обращаются к тотему со словами "старший брат", или "наш отец". Близость между человеком и тотемом выражается прежде всего в запрете (табу) убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической (невидимой, сверхъестественной) связи с ним.
По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорождённых детей. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы".
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и незнакомых с индуизмом, сохраняется деление на роды, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, зверей и птиц, о браках между людьми и животными.
Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индусткого пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона, — крыса, Вишну — птица и т. д. Вероятно, это были тотемы древних родовых племенных групп.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — "колибри-левша" — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — "змей, покрытый зелёными перьями" — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.
С
тотемическими представлениями
связано особое отношение к различным
диким и домашним животным. Так, у
некоторых африканских народов
и сегодня глубоким почитанием пользуются
змеи, включая ядовитых, которым
издавна приписывается
Нередко хозяева хижины или дома ставят внутри либо у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в таких случаях часто следует ответ: "Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки людей, поэтому мы не убиваем эмей. Змеям хорошо — и нам спокойно..."
Следы тотемизма проступают в ушедших или ещё сохраняющихся родовых названиях. Известны народы, носящие имя своего тотема: у йоруба — слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, черепахи, питона, пчелы; у бушменов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживотного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как верили африканцы, имели собственных духов.
Черты тотемизма обнаруживаются в сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в ритуальных играх и обрядах.
Типы тотемов
В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
Область использования тотемов
Тотемистические представления
отражаются на всем мировоззрении первобытного
анимиста. Основной признак тотемизма
заключается в том, что тотем
считается родоначальником
Традиция поедания тотема.
Натирание тела кровью тотема
обратилось со временем в раскрашивание
и аналогичные симулирующие обычаи.
Важным средством для использования
сверхъестественного
Самым главным средством
для общения с тотемом
Пережитки этого родового вкушения яств находим в литовской Samboros. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки, хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так называемого медвежьего праздника, убеждённо говорят, что медведь сам даёт хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими её. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени омаха (Северная Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени зуньи раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые факты тотемизма — церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определённому представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу.
Влияние на последующие религиозные учения
В тотемизме, как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество — отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество в храме Египта), отожествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в широких размерах в Южной Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте тотемизм процветал ещё в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы тотемизма. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, например, κριό (баран), κῠνός (собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу, который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римские патриции использовали в своих родовых гербах семейные тотемы — изображения различных животных(быков, львов, рыб и т. п.) Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм — не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода — неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации — все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фрейзер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, например, при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить.