Тотемизм, анимизм, спиритизм, магия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, реферат

Краткое описание

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека
тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо,
это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитических палеоантрогюв (неандертальцев и неандерталоидов
или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа
- сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому
способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и
к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере
духовной, т. е. к работе мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

Сам реферат.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

Изучение тотемизма

Хотя тотемизм, как факт, известен ещё с конца XVIII в., но учение о нём, как о стадии примитивной религии, ещё очень молодо. Впервые его выдвинул в 1869 г. Мак-Леннан, который проследил его от дикарей до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским учёным Робертсону Смиту, Фрейзеру, Джевонсу и целому ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон и в самое последнее время Б. Спенсер и Гиллен.

Генезис тотемизма

Основной вопрос о генезисе тотемизма ещё не вышел из области  споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Т. результатом какого-то недоразумения (англ. misinterpretation of nicknames), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самим объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможность проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Т. выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис тотемизма в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живёт такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, следовательно, для человека — чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, — а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключённый между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов тотемизма постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остаётся непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, например, червя, муравья, мышь?

АНИМИЗМ 
 
Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, 
животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, 
дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических 
представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления 
тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в 
эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и 
устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, 
практически параллельно с тотемизмом. 
 
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности 
данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические 
представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и 
доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и 
естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только 
грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и 
молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные 
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже 
водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и 
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой 
пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, 
могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, 
то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям 
следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, 
совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. 
 
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего 
покойников, продолжают свое существование главным образом именно в 
бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми 
тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. 
Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым 
надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире 
потусторонних сил. 
 
Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды 
сливались в практике первобытного коллектива в единый нерасчленяемый 
комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой 
борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это 
отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в 
соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

МАГИЯ 
 
Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на 
сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия 
возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее 
помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, 
предков, тотемов. 
 
Выше упоминалось о теории Л. Леви-Брюля с ее логическим и пралогическим 
мышлением. Опираясь на нее, можно заключить, что мышление человека 
(особенно первобытного) состоит из двух секторов. Один из них следует 
строгим законам логического мышления и каузальных связей. По мере 
накопления знаний о мире его значение возрастает. Второй сектор имеет 
иной характер: он связан с проблемами, имеющими случайный и 
вероятностный характер, решение которых зависит от игры случая или 
непознаваемых привходящих обстоятельств (будет ли дождь; удачна ли будет 
охота или война). Этот-то сектор и диктовал первобытному человеку 
положиться на помощь сверхъестественных сил, он и породил пралогическое 
магическое мышление, игравшее столь заметную роль в процессе развития 
религиозного осмысления мира. 
 
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала 
развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами 
занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно 
в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, 
люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою 
способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды 
коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к 
духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных 
ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, 
пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика 
доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до 
состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его 
действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После 
этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - 
считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром 
духов. 
 
В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий 
характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла 
значительных размеров. Современные этнографы, в частности С. А. Токарев, 
разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение 
носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета - с 
объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, 
в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец 
которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную 
(опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.), имитативную 
(воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на 
вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др. 
 
К предметам, не предназначенным быть орудиями труда, но играющим важную 
роль в магическом покорении природы, у аборигенов Австралии относятся 
магические камни, обработанные или необработанные. К первым принадлежат 
каменные чуринги, загадочные цилиндроконические камни, условные каменные 
изображения тотемов и культурных героев, применяемые в охотничьей магии 
или в бою, где сообщают силу и храбрость своим, обладателям. В качестве 
талисмана либо магического оружия применяются и чуринги. Священные или 
магические камни, в том числе чуринги, употребляются в обрядовом 
межгрупповом обмене. Наконец, чуринги использовались и в обрядах 
интичиумы — в торжественном ритуале уднирингита, цель которого состоит 
в том, чтобы способствовать размножению больших древесных личинок. Глава 
тотемической группы — алатунья, ударяя камнем по животу каждого 
участника обряда, произносил слова заклинания: «Ты ел много пищи».У 
некоторых центрально-австралийских племен имелись плоские овальные 
камни, раскрашенные красной и черной красками и напоминающие известные 
азильские гальки, эти камни применялись во вредоносной магии: 
австралийцы верили, что с их помощью можно магически умертвить человека. 
Существовали у аборигенов Австралии и каменные фаллические изображения, 
призванные содействовать воспроизводству человеческого рода Они очень 
немногочисленны, и в музеях мира их насчитываются единицы. 
 
Необработанные камни, с которыми ассоциировались всевозможные 
тотемические и магические представления, широко использовались в самых 
разнообразных видах магии. Таковы нагромождения тысяч камней, которые 
образовались вследствие того, что каждый абориген, покидая чужую, 
незнакомую местность, бросал в кучу камень, дабы злые духи не 
преследовали его. Особенно часто магические представления 
ассоциировались с кристаллами кварца и других минералов; их применяли 
австралийские знахари. Камни употреблялись в наиболее важных видах магии 
— продуцирующей, охотничьей, в магии дождя. Аборигены разбрасывали 
магические камни, чтобы способствовать росту ямса. Камни использовались 
для того, чтобы юноша сделался хорошим охотником, а кенгуру — жирными. К 
востоку от оз. Эйр в обрядах вызывания дождя камни клали сначала в яму 
или под навес, орошали их кровью и осыпали пухом, а затем помещали на 
ветвях и сучьях высоких деревьев. Здесь все имело символический смысл: 
текущая кровь означала потоки „дождя, пух — легкие облака, а камни — 
тяжелые грозовые тучи. 
 
В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни 
реальными потребностями общества, которые в силу определенных 
непредсказуемых обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с 
миром сверхъестественных сил. Однако в то же время магия сыграла немалую 
роль в закреплении в сознании людей пралогического мышления, что сыграло 
важную роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере 
развития магического мышления человеку стало казаться все более 
очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не 
столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих 
обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к тому, 
что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали 
восприниматься в качестве носителей магической силы.

Спирити́зм (от лат. spiritus — «душа, дух») — религиозно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком.

В России термин «спиритизм» принял более  общее значение, став синонимом, с  одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой — так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.

Кардек во вступлении к «Книге Духов» заявил, что вводит новый термин спиритизм для обозначения своей доктрины, поскольку «новые понятия требуют новых названий»[1]. Однако, слово тут же обросло многочисленными значениями (как правило, уничижительного толка) и стало применяться ко многим религиозным и оккультным движениям, в том числе: кандомбле, умбанда, Као Дай, сантерия, а также африканским традициям анимизма. Последователи спиритуализма впоследствии не раз пытались разграничить сферы двух понятий. А. Конан Дойль в «Истории спиритуализма», уточняет: «спиритизм есть часть спиритуализма, но не наоборот»[2].

История создания

Аллан Кардек (настоящее имя — Ипполит-Леон-Денизар Ривайль) начал изучать паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах, в 1850 году. C помощью дочерей своего друга, выполнявших роль медиумов, он узнал о своей «миссии», которая состояла в том, чтобы донести до человечества некие новые представления об устройстве мира и жизни в нем. Кардек, поверив в собственную избранность, взялся формировать собственное «священное писание» путем спиритических диалогов, задавая «духам» вопросы и записывая ответы. Последние формулировались стуками или хлопками (с помощью условного кода) или побуквенно, на планшетке. Два года спустя Кардек решил, что получил достаточно информации, чтобы сформулировать (по его собственным словам) «совершенно новую теорию существования человечества, его судьбы и предназначения». Основные положения этой теории он изложил в «Книге Духов» (фр. «Le Livre des Esprits», 1856), за которой последовали «Книга медиумов» (фр. Le Livre des médiums, 1861), «Евангелие в трактовке духов» (1864) и другие[2].

Энн Блэкуэлл, переведшая все труды Кардека на английский язык, дала им следующие краткие характеристики:

«Книга Духов» доказывает существование и свойства Верховной Силы, а также природу  отношений между этой Силой и  Вселенной, наставляя нас на путь Божественного Провидения. «Книга медиумов»  описывает разнообразные методы общения между нашим и загробным  мирами, «Рай и ад» раскрывает суть Божественного правосудия, рассматривая дьявольскую природу зла, как результат невежества людей, показывая путь дальнейшего просвещения и очищения человека. «Евангелие в трактовке духов» представляет собой комментарии к основным заповедям Христа, сопровождаемые описанием основных событий жизни Христа и сравнением их с современными проявлениями силы духов. «Генезис» подчёркивает согласие философии Спиритизма с достижениями современной науки и связь этой философии с разрозненными летописями событий, как то объясняют духи.[2]


Основная идея спиритизма

Основная идея кардековского спиритизма состояла в том, что духовное развитие человечества движимо колесом реинкарнаций («перевоплощений»). «Окунаясь» в земную плоть, духи совершенствуются и очищаются, возвращаясь, чтобы переживать новые и новые испытания. Дух, прошедший все перевоплощения, становится «чистым» и переходит в вечную жизнь, наслаждаясь её блаженством. Все приобретенное духом в земном существовании им (по Кардеку) не утрачивается. Переродившиеся духи (согласно спиритизму) населяют разные планеты Вселенной.

Кардек утверждал, что эту свою концепцию получил из сообщений самих «духов». Один из них на вопрос: «Какова цель перевоплощения?» — ответил:

Это — необходимость, предопределённая Всевышним для достижения совершенства. Для некоторых из них это — искупление, для других — миссия. Для достижения совершенства необходимо пройти через все превратности земного существования. Это испытание имеет целью искупление и приносит неоспоримую пользу. Перевоплощение имеет и другую цель — участие духа в созидательной деятельности, для чего он принимает форму земного существа, живущего в гармонии с государственным устройством каждого мира, в который он попадает и согласно которому он выполняет особую работу в том мире, который был определён ему Божественным Провидением. Он должен внести свой собственный вклад во имя общего блага, тем самым преследуя цель собственного совершенствования.


Реакция спиритуалистов

Практически все без исключения спиритуалисты англо-американской школы (к которой принадлежали и  русские исследователи) отвергли кардековский «спиритизм». Эмма Хардинг-Бриттен заявила, что многие медиумы получили сообщения, в которых «духи» либо опровергали теорию «перевоплощений», либо утверждали, что никогда о ней не слыхали. Уильям Хоуит, один из теоретиков раннего английского спиритуализма, писал:

Если перевоплощение происходит в действительности, то — страшно представить — миллионы духов, входя в мир иной, должно быть, тщетно пытались разыскать своих родичей, детей и друзей… Доходил ли до нас с вами когда-либо хоть малейший слух об этом прискорбном событии, которое пришлось в таком случае пережить тысячам и десяткам тысяч духов, вступающим в общение с людьми? Никогда. Опираясь на вышесказанное, мы должны признать теорию о перевоплощении душ ложной.[3]


А. Н. Аксаков опубликовал в 1875 году статью[4], в которой обвинил Кардека в том, что тот, будучи общепризнанным лидером французского спиритуализма, притеснял оппонентов, не согласных с его теорией; сам же последнюю всегда преподносил как неоспоримую догму. Кардек признавал лишь пишущих медиумов, которые (по словам Аксакова) «…как всем хорошо известно, психологически подвержены влиянию сомнительных идей», начисто отвергая медиумов «физических». Между тем, именно от последних поступали, как правило, сообщения, опровергавшие идеи кардековского спиритизма. Кардек (если верить статье Аксакова) «вынашивал план всеобщего осуждения физических медиумов, ссылаясь при этом на их, якобы, низкие моральные качества». Аксаков заключает:

Информация о работе Тотемизм, анимизм, спиритизм, магия