Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, реферат
Истоки первых религиозных представлений предков современного человека
тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо,
это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитических палеоантрогюв (неандертальцев и неандерталоидов
или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа
- сапиентных, т. е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому
способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и
к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере
духовной, т. е. к работе мысли.
|
Нам не известны какие-либо … экспериментальные подтверждения теории Кардека. За двадцать лет своего существования ни сама теория, ни её методы не продемонстрировали никакого прогресса, и потому полностью игнорировались англо-американским спиритуализмом. Несколько французских физических медиумов, которые развивали свои медиумические способности без участия Кардека, никогда не упоминались им в своём журнале: они оставались неизвестными для спиритуалистов всего мира только лишь потому, что их духи не поддерживали теорию перевоплощения.[2] |
|
Дэниэл Данглас Хьюм в комментарии к статье Аксакова также высмеял теорию перевоплощений:
|
В своей жизни я не раз сталкивался с подобными воплощенцами. Я имел удовольствие пообщаться по крайней мере с двенадцатью Мариями Антуанеттами, шестью-семью Мариями — королевами Шотландии, с призраками короля Людовика и других королей, двадцатью Александрами Великими. Мне осталось только поговорить по душам с Джоном Смитом. Я убедительно прошу вас, если вы встретите хоть одного такого, то поместите его в клетку как диковинку" [2][5] |
|
Компромиссный взгляд на проблему предложил в своей «Истории спиритуализма» (1920) А. Конан Дойль. отметив связь кардековского спиритизма с теософией и некоторыми восточными философиями, он предположил, что «перевоплощение духов существует, но это явление не приобрело вселенского значения», и высказал мнение, что некоторые доказательства теории перевоплощений все же были получены под гипнозом (в частности, в экспериментах Дероша)[2].
Интересные факты
Влияние спиритизма Кардека
В Бразилии более 4 миллионов
человек называют себя спиритами-кардесистами,
согласно последним данным переписи IBGE:
это больше, чем в любой другой стране
мира. Спиритизм повлиял в Бразилии на
становление таких движений как умбанда, христианский рационализм,
Союз Природы и Долины Рассвета[источник не указан
Спиритизм и наука
В 70-х годах XIX века по инициативе Дмитрия Менделеева была создана «Комиссия для изучения медиумических явлений», в которую вошли ряд авторитетных учёных. Вывод комиссии был следующим: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Этот вывод Менделеев затем обобщил в брошюре под названием «Материалы для суждения о спиритизме»[1].
Христианское отношение к спиритизму
Некоторые христианские деятели определяют спиритизм как тяжкий грех, считая, что человек таким образом отвращается от Бога и обращается к дьяволу и духам нечистым, и ссылаясь на Второзаконие 18:9-13:
9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:
10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии — то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
13 будь непорочен пред Господом Богом твоим
С точки зрения христианства, занятия спиритизмом инспирированы людям злыми духами, а само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным, считает церковь, является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих. В некоторых церковных кругах бытует мнение, что человек, занимающийся спиритизмом, будто бы со временем может заболеть неизлечимыми страшными заболеваниями[6].
Между тем, начиная с 30-х годов XX века, наметилось сближение спиритуализма и христианской церкви на Западе, в результате чего в 1931 году была создана Всемирная ассоциация христиан-спиритуалистов (GWSCA). В США возникла так называемая Ложа Белого голубя (англ. White Dove Lodge), члены которой призывают не делать упор на общении с потусторонним миром, но вести праведную жизнь в соответствии с основополагающими принципами — как христианства, так и спиритуализма.
Сближение спиритуализма с христианством привело к тому, что в 1937 году Англиканская церковь образовала комиссию для проведения новых исследований спиритического феномена, которая в 1939 году обнародовала доклад, опубликованный во многих газетах мира (включая Psychic News), где о спиритуализме в целом говорилось сдержанно и уважительно. Одним из активистов спиритуализма, постоянно указывавших на родственность этого учения христианской догме, был А. Конан Дойль[7].
КУЛЬТЫ и ЗНАЧЕНИЕ
ИХ РАЗВИТИЯ
Кроме мантики в эпоху неолита получил
дальнейшее развитие культ
плодородия и размножения. Вобрав в себя
многое из древних
тотемистических представлений, этот
культ как бы слил воедино плодородие
земли, размножение домашнего скота и
плодовитость женщины-матери.
Отправления культа (чаще всего весной,
но иногда и осенью) обычно
сопровождались пышными ритуальными торжествами
в честь божеств и духов,
имевших отношение к этому культу. Обряды
и ритуалы при этом красочно
обрамлялись фаллическими эмблемами и
символами, что должно было
подчеркнуть значимость мужского оплодотворяющего
и женского
плодоносящего начала, а также великие
творческие потенции их соединения.
К числу символов, о которых идет речь,
относились раковины каури, по
форме напоминавшие вульву и высоко ценившиеся
в качестве
жизнеутверждающего амулета. К их числу
относились широко
распространенные среди неолитических
земледельцев керамические фигурки
женщин с подчеркнутыми половыми признаками,
а также, хотя и реже,
фигурки женщин с младенцем на руках. Наконец,
та же символика в обилии
встречается в орнаментальной росписи
сосудов, где можно увидеть
множество овальных или треугольных изображений
вульвы, схематические
изображения оплодотворяющего землю дождя
и т. п.
Культ плодородия, размножения, оплодотворения
со временем нашел
отражение и в мифологии: в преданиях все
чаще стали встречаться
могущественные божества, принимавшие
мужское или женское обличье,
вступавшие друг с другом в брачные связи,
порой весьма сложные, с
различными приключениями, обманами, перевоплощениями
и т. п. Особенно
щедро мифологические сюжеты описывают
связь бога с женщиной: именно от
этой воображаемой связи, корни представлений
о которой восходят к
тотемизму, рождались легендарные герои,
оказывавшиеся затем
первопредками или правителями той или
иной этнической общности.
Еще одним важным культом, получившим
новое содержание в эпоху неолита,
был культ умерших предков. Этот культ
был известен и прежде: считалось,
что души умерших обитают в мире сверхъестественных
сил и оттуда могут
влиять на жизнь живых, особенно вследствие
их родственных связей с
тотемом. С начала неолита этот культ заметно
усложнился.
Во-первых, упрочилось представление о
том, что не только бесплотный дух
умершего, но и какая-то частица его материальной
субстанции переходит в
загробный мир, где для поддержания ее
существования необходимо все то,
что имел и чем пользовался человек при
жизни на земле. Это нашло свое
отражение в характере неолитических
захоронений: погребения являют собой
своего рода склады, в которые вместе с
покойником помещены его вещи -
одежда, орудия и оружие, сосуды с пищей
и питьем, различная утварь,
украшения и т. п. При этом для захоронения
отбиралось все самое лучшее,
а сосуды из числа погребальной керамики
были выделаны особенно тщательно
и, как правило, испещрены сложной и причудливой
росписью ритуального
характера, насыщенной различного рода
символикой.
Во-вторых, стала более заметной разница
в отношении к умершим в
зависимости от их социального положения,
т. е. места и роли их в
первобытном коллективе неолитических
земледельцев. Погребения
свидетельствуют о неравенстве покойников:
некоторых из них хоронили с
большим количеством богатых, великолепно
выделанных вещей, а остальных -
с небольшим числом сопогребенных предметов.
Эта разница объективно
свидетельствует о важных социальных,
экономических и политических
процессах, протекавших в эпоху неолита,
когда возрастание совокупного
продукта производящего коллектива создало
условия для появления
некоторого его избытка. Этот, так называемый,
избыточный продукт стал
экономической основой для возникновения
социального неравенства, т. е.
для формирования слоя людей, которые
могли уже не участвовать в
производстве пищи, но сосредоточить свои
усилия в сфере управления,
военного дела, ремесла, строительства,
культов и т. п.
Наконец, в-третьих, в силу отмеченного
процесса генезиса социального
неравенства культ мертвых в эпоху неолита
стал постепенно приобретать
форму культа умерших представителей
привилегированного слоя, прежде
всего старейшин и вождей. Объяснялось
все это просто и логично: вождь
становился первым и главным представителем
коллектива, облеченным высшей
властью политическим администратором,
на чьи плечи падала верховная
ответственность за благосостояние всех
его подопечных. Понятно, что это
распространялось и на сферу общения коллектива
с миром
сверхъестественных сил. Вождя начинали
рассматривать как сакральную
фигуру, наделенную высшей святостью,
небесной благодатью, наибольшей
магической силой. С течением времени
вождь все более отдалялся от
простых смертных, а то и начинал противопоставляться
им. Его тело, еда,
одежда становились табуированными, неприкосновенными
для остальных.
Культ вождей - живых и умерших - сыграл
важную роль в развитии и
трансформации раннерелигиозного комплекса.
Этот культ играл роль
связующего единства, способствовал сплочению
возраставшего и
усложнявшегося социального организма,
порой уже выходившего за пределы
гомогенной этнической общности и становившегося
этнически гетерогенным.
В этих условиях, характерных для ранних
этапов возникновения цивилизации
и государственности, культ вождя с его
сакральной магической силой имел
немаловажный интегрирующий смысл. Здоровье,
мощь вождя символизировали
процветание всего большого коллектива,
поэтому состарившихся вождей -
как это было показано еще Д. Фрэзером
- иногда устраняли от власти
(нередко их отравляли). В других случаях,
когда уже устанавливалась
практика наследования власти вождя, его
преемник должен был прикоснуться
губами к губам умирающего правителя,чтобы
в последний миг как бы вобрать
в себя уходившую из тела вождя вместе
с дыханием его магическую силу,
передававшуюся таким образом по наследству.
Культ вождя в эпоху неолита с усложнением
и развитием социальных связей
становился все более существенным моментом
складывавшейся в рамках
нового общества религиозной системы.
Именно вождь олицетворял собой силу
и жизнеспособность общества, а после
смерти представлял разросшийся
коллектив в мире духов; от вождя зависело
процветание его потомков и
подданных. Неудивительно поэтому, что
культ умершего вождя со временем
практически вытеснил и заместил собой
культ остальных умерших, особенно
из числа простолюдинов.
Выход на авансцену - вместе с культом
плодородия и размножения — культа
вождей, живых и умерших, был показателем
трансформации первобытных
раннерелигиозных представлений, складывания
на их основе более развитых
религиозных систем, свойственных обществам,
уже знакомым с цивилизацией
и государственностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятно, что нельзя умалять значение
первобытных религиозных
представлений, поскольку они нашли свое
отражение и в современных
моделях мышления. Например, история возникновения
черного камня в
святилище Кааба в Мекке уходит своими
корнями в процветавший некогда в
Аравии фетишизм. Вообще современные системы
верований изобилуют
примерами остаточных явлений первобытной
религиозности. Многочисленные
табу составляют основу современной морали
и нравственности. Все это
настолько прочно связано с менталитетом
этнических групп, что значение
религии в жизни общества трудно будет
переоценить на протяжении еще
многих сотен, а может быть, и тысяч лет.
Литература
1.http://www.mystic-chel.ru/
2.http://ru.wikipedia.org/
3.Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. С. 74-78.
4.А. А. Панченко. Спиритизм и русская литература
5.Васильев Л.С. «История
религий Востока. Учебное
изд. – М.: «Книжный дом «Университет»,
1999. – 432с.
6.Религии мира. История
и современность. Ежегодник» М.
восточной литературы издательства «Наука»,
1987