Трансактный анализ Эрика Берна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении трансактного анализа Э. Берна.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучение доступной литературы по данной теме;
- ознакомление с теорией личности, используемой в трансактном анализе;
- изучение теории человеческих взаимоотношений, созданной Э. Берном.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Структура личности
4
2. Анализ трансакций
7
3. Сущность понятия «жизненный сценарий»
11
4. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Психологическая парадигма: Родитель – Ребенок. Родитель: «Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься». Ребенок: «На этот раз ты меня поймал». Родитель: «Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева».

Ходы: 1. Провокация – обвинение. 2. Защита – обвинение. 3. Защита – наказание.

Выгоды: 1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева.

2. Внешняя психологическая –  возможность избежать осознания  своих недостатков.

3. Внутренняя социальная – ПСС.

4. Внешняя социальная – они  всегда готовы поймать тебя.

5. Биологическая – обмен гневными  транзакциями, обычно между людьми  одного пола.

6. Экзистенциальная – людям  нельзя доверять.

«Смотри, что я из-за тебя сделал» Цель: Оправдание своего поведения.

Динамика: Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на "страхе кастрации".

Психологическая парадигма: Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности) Экзистенциальная позиция – «Меня не в чем винить»

Выгоды: Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку «оправданный» гнев помогает избежать половых отношений.

В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и "вознаграждения". В других играх автор выделяет тезис и антитезис.

«Должник». По мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру «Если бы не долги», но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в «Должника» в полную силу.

Разновидности игры «Должник»: «Попробуй получи», «Кредитор», «Попробуй не заплати» и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.

«Ударь меня» В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: «Пожалуйста, не бейте меня». Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу. Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется «Поношенное платье». Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по «уважительным» причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: «Почему со мной всегда так?»

«Какой ужас!» Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз – «Несчастье нуждается в сочувствии». Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни [2].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Берн Э. Введение в психиатрию  и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998

2. Берн Э. Игры в которые играют  люди и люди, которые играют  в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

3. Берн Э. Что вы говорите после  того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984

4. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные  выигрывать. Трансактный анализ  с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993

5. Кабрин Э. Транскоммуникация и  личностное развитие. - Томск, 1992

6. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004.

7. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002

9. Паттерсон с., Уоткинс э.. Теории психотерапии "Theories of Psychotherapy", 5th ed., 1997, 358 с

10. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999

11.   Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.

 

 


Информация о работе Трансактный анализ Эрика Берна