Трансакционные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами - индивидуальными лицами, семьей, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…3
1. Предприятие и фирма …………………………………………………….4
1.1 Сущность предприятия, его черты и функции ……………………..….4
1.2 Понятие фирмы: ее признаки и функции …………………………..….5
1.3 Организационные формы предприятия……………………………….. 6
2. Трансакционные издержки ……………………………………………... 8
2.1 Понятие и виды трансакционных издержек ……………………….…..8
2.2 Роль трансакционных издержек в переходной экономике России…...9
Заключение ………………………………………………………………....12
Литература …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие и фирма.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…3

1. Предприятие и фирма …………………………………………………….4

1.1 Сущность предприятия, его черты и функции ……………………..….4

1.2 Понятие фирмы: ее признаки и функции …………………………..….5

1.3 Организационные формы предприятия……………………………….. 6

2. Трансакционные издержки  ……………………………………………... 8

2.1 Понятие и виды  трансакционных издержек ……………………….…..8

2.2 Роль трансакционных издержек в переходной экономике России…...9

Заключение ………………………………………………………………....12

Литература ………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами  - индивидуальными лицами, семьей, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев.  Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.                         Предприятие обычно рассматривается как единство имущества, прав и обязанностей, а также отношений, сложившимися с другими предприятиями и лицами. Что касается определения предприятия как организационной формы хозяйствования, господствующим является взгляд на него как на имущественно обособленную хозяйственную единицу, предназначенную для решения производственных задач, достижения поставленных хозяйственных целей и способную к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).

 Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности. Трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

 

 

1. Предприятие  и фирма

        1.1 Сущность предприятия, его черты и функции

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов. Кроме того, предприятие обеспечивает эффективное функционирование фирмы, поскольку так или иначе выполняет ее заказы. Иными словами, в состав фирмы может входить несколько предприятий, на которых она ведет хозяйственную деятельность. Среди основных черт предприятия можно выделить следующие.                                                                            1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики. Кроме того, крайне важным является наличие на предприятии штата организованных и высококвалифицированных работников, от которых в целом зависит успех предприятия на рынке.            2. Любое предприятие должно иметь в наличии комплекс необходимых ресурсов, посредством которых будет осуществляться производство заданных товаров и услуг, это:

1) природные ресурсы,  которые, являясь первичным источником  производства, в процессе обработки  превращаются в готовые товары;                2) материальные ресурсы, прежде всего капитал. Он может быть как собственным, так и арендованным. Капиталовложения финансируют производство, поэтому предприятие должно с экономической точки зрения быть инвестиционно привлекательным;                                                                    3) трудовые ресурсы, пожалуй, являются самым главным фактором производства на предприятии. Численность персонала, его состав, движение рабочей силы, уровень образования, опыт работы, квалификация – все это в совокупности характеризует трудовой комплекс предприятия;                              4) предпринимательский ресурс, или способность к предпринимательству. Это значит, что руководитель предприятия должен иметь определенные навыки, опыт и личные способности для управления предприятием и ведения предпринимательской деятельности в целом.                                                           3. Каждое предприятие имеет в своей собственности обособленное имущество. Кроме того, крайне важно наличие экономической самостоятельности. Таким образом, предприятие «само» определяет, что производить, где и в каких количествах.                                                                 4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.                5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.

Задачи предприятия:

1) стабильное получение  прибыли, что дает возможность  дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование  новых методов производства;                                                                                                      2) обеспечение потребителя качественной продукцией и в достаточном количестве. Самое главное, чтобы на рынке товаров и услуг так или иначе наблюдалось равновесие спроса и предложения, чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос;                                                 3) обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой. Кроме того, должна действовать система надбавок, премий и иметься возможность профессионального роста, что само по себе стимулирует работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.

1.2 Понятие фирмы: ее признаки и функции

Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

Фирма имеет следующие  признаки:

1) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу;                                                                                         2) юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план;                                                      3) является своеобразным посредником в производстве;                                                 4) любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости;                                                                                             5) целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.

Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:

1) повышение объема продаж и  увеличение собственной доли  на рынке, а также максимальный  контроль ценообразования и потребительского  спроса;  2) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего;                                                                                                                           3) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;                                                                             4) производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

Фирма как самостоятельный экономический  субъект выполняет ряд важных функций.

1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.                              2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность – это основные характеристики «сильной» фирмы.                                                                             3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.                                                                                                            4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.                                                                                                                            5. Административная функция – функция управления, включающая организацию (создание структуры, которая обеспечит достижение долгосрочных целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом.                      6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

1.3 Организационные формы предприятия

Предприятие – хозяйствующий субъект, занимающийся производством и поставкой готовой продукции на рынок товаров и услуг. Все предприятия различаются как по форме образования, так и по форме организации производственной деятельности. В соответствии с этим выделяют следующие организационно-правовые формы предприятий по степени снижения финансовой ответственности их участников.                                       1. Предприятие без образования юридического лица. Собственник такого предприятия (как правило, физическое лицо) несет неограниченную ответственность по всем обязательствам: он управляет, организовывает и контролирует весь процесс производства. Однако следует учитывать, что такая организация непривлекательна с инвестиционной точки зрения, ее капитальные возможности также ограничены. Все это, несомненно, ставит определенные барьеры на пути ее развития.                                                               2. Товарищество – более удобная форма организации производства. Здесь несколько собственников, что, во-первых, упрощает процесс управления, а во-вторых, распределяет ответственность и снижает долю риска. Кроме того, отличительной особенностью товарищества является тот факт, что его собственники одновременно и работники. Существуют следующие виды товариществ:                                                                                                                   1) полные товарищества – характеризуются неограниченной ответственностью владельцев, каждый из которых имеет равные права и обязанности;                                                                                                                   2) коммандитные товарищества, основанные на вере, имеют более совершенную форму, чем полные. Этот вид товарищества включает два вида участников: полные товарищи, которые непосредственно управляют производством и, соответственно, отвечают по всем обязательствам, и члены-вкладчики, которые в случае банкротства могут понести убытки лишь в пределах своего вклада.                                                                                                    3. Сегодня крайне распространенными являются хозяйственные общества, участники которых несут ответственность в соответствии с размерами вкладов. Первыми товариществами такого типа стали общества с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал которых состоял из паев. Позднее появились акционерные общества (АО). Их уставный капитал разделен на несколько долей – акций, которые обращаются на рынке. В закрытых акционерных обществах (ЗАО) в отличие от открытых (ОАО) процесс обращения сильно ограничен мнением большинства акционеров. АО способно консолидировать крупный капитал, что является показателем устойчивости и прибыльности. Кроме того, большим преимуществом АО являются сниженные транзакционные издержки.                                                                                                                           4. Кооперативы – добровольные объединения, характерной особенностью которых является распределение собственности только между их участниками.                                                                                                                        5. Унитарные предприятия в зависимости от уровня государственной собственности делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Такие предприятия имеют собственника только в лице государства или органов местного самоуправления, их имущество неделимо. Однако существует возможность перехода государственного предприятия в частные руки путем процесса приватизации.                                                                                6. Предприятия общественных организаций выполняют социальную функцию. Они создаются непосредственно для удовлетворения социальных потребностей масс, выражения их интересов. Поэтому такие организации работают не для получения прибыли, а на благотворительных началах (например, Всероссийское общество слепых, благотворительные общества и др.).

 

 

2. Трансакционные  издержки

2.1. Понятие  и виды трансакционных издержек

 

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).

Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:

    • издержки поиска информации;
    • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
    • издержки измерения;
    • издержки спецификации и защиты прав собственности;
    • издержки оппортунистического поведения

Издержки поиска информации представляют собой расположением информации  перед совершением сделки или контракта. Издержи в данном случае получаются из затрат временных, потери, связанной с неполной/неприобретенной информации.

Издержки ведения  переговоров -  этот вид издержек складывается из-за неудачно заключенной, плохо оформленной сделки. Основным инструментом экономи этих затрат нам представляются типовые договоры.

Издержки измерения. Измерение - это квантификация информации. Затраты на измерение техники, на ведение собственного измерения, на осуществление мер для безопасности стороны от ошибок, те же потери от ошибок.

Издержки спецификации и защиты прав собственности. Эти издержки связаны с расходами на содержание суда, арбитража, государственных органов; затраты, необходимые для восстановления нарушенных прав, потери от плохой их защиты.

Издержки оппортунистического  поведения

«Оппортунистическое поведение» - введенное О. Уильямсоном -понятие  недобросовестного поведения., нарушающего  условия сделки и приносящие тем  самым ущерб. Это может быть и ложь, и обман.

Такие издержки представляют собой издержки измерения, но относятся  не к результату, а к процессу - не к передаваемому продукту, а  к поведению контрагентов по сделке.

Внешние эффекты - появляются при любых трансакционных затратах и представляют собой интересы третьих лиц, т.е. возникают «внешние эффекты», которые и  являются трансакционными издержками.

По существующим оценкам  трансакционный сектор занимает очень  большое (более 50 %) место в национальной экономике, что, с одной стороны, вынуждает экономистов заниматься проблемами трансакционных издержек, а с другой стороны, разработкой методов и путей снижения операционных издержек.

Но все трансакционный издержки можно разделить на две группы по степени возможности определения для фирмы их реальной стоимости, выраженной в денежном эквиваленте:

Информация о работе Трансакционные издержки