Тревожность в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (33).docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

 

Учитель показывает детям  одну картинку. Задача игры состоит  в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка».Дети могут назвать следующие предметы:»доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), « солнце» ( чашку делает человек, а солнце -это часть природы); «вода» (вода –это наполнитель, а чашка-это  форма)

 

Каждый ребёнок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Определения» ( цель- развитие мыслительных ассоциативных связей)

 

Учитель показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать  слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным  мостиком» между ними. Каждый ребёнок  отвечает по очереди Ответ должен быть обоснован.Например. даются два  слова «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие  слова: «лететь» ( гусь взлетел на дерево). «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» ( гусь спрятался за дерево)

«Искусство выдумывания  историй» ( цель- развитие речи и мышления)

 

а) Группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать  в придумывании истории . истории  зачитываются.

 

б)  Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета. Например,

 

придумать историю, про страну, где всё из стекла или из мыла.

а) «Составь слова» (цель: развитие логического мышления, процессы синтеза)

 

Учитель записывает слово, на доске из букв которого, нужно составить  как можно больше слов.      КАРТОФЕЛЬ ( наибольшее количество слов 32)

 

           б) Используя все предложенные  буквы, ученики должны составить  как можно больше слов.

 

           в) К предложенным согласным  подобрать гласные и составить  как можно больше слов ( имён  существительных) 

 

     9) « Выбери  главное». Цель: развитие словесно-логического  мышления      (выделение  существенных признаков).

 

Учитель пишет на доске  или раздаёт в напечатанном виде ряды слов. Ученики должны подобрать  к слову два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.

 

Учитель ( ученик, парта, объяснение, мел, доска)

 

Деление ( класс, делимое, карандаш, учитель, бумага, делитель)

 

Больница ( помещение, операция, врач, радио, больные)

 

Город ( автомобиль, здания, собака, забор, земля)

 

Чтение ( глаза, книга, картина, печать, слова)

 

       Немаловажно  и то, что творческая игра на  уроках способствует обогащению  словарного запаса учащегося,  расширяет их кругозор. Научить  ребёнка думать самостоятельно, главная задача творческой игры.

 

      Детям очень  нравиться разгадывать кроссворды. Эту работу необходимо начинать  с 1 класса. Существует игра, в  которой необходимо вписать в  клеточки буквы так, чтобы получилось  слово ( по заданным правилам). Сначала надо дать возможность  каждому ученику придумать свои  слова, поощряя каждый новый  вариант( кит, куст, карта, книжка  и др.) затем усложнить данную  игру , попросить ребят подбирать  слова только одной части речи, или на заданную тему, или на  какое-нибудь орфографическое правило,  или по темам окружающего мира. Со второго класса ребята могут  составлять кроссворды самостоятельно.

 

 

Особое место загадка  занимает в работе по развитию мышления детей. Она   « доставляет уму  ребёнка полезное развитие» Ушинский К.Д. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его  умственные силы. Чтобы отгадать загадку  нужно внимательно наблюдать  жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, Мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает  находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне  осмысливать мир.

 

Разгадывание загадок  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Младшие  школьники с удовольствием, с  интересом решают эту творческую задачу. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается  и обогащается речь детей. Загадки  способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.

 

Главная особенность загадки  состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка  содержит вопрос, поставленный в явной  или скрытой форме. Отгадать загадку  – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. Е. совершить  довольно сложную мыслительную  операцию.

 

Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и  способы шифровки различны. От способа  шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую  предстоит совершить отгадывающему.

 

Решение логических задач  основано на анализе ( выделении всех признаков) и синтезе (объединении  их в одно целое). Логическая задача облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка  особенно привлекательна.

 

Несколько лет я работаю  по системе Л.В.Занкова. На уроках математики большую помощь в развитии мыслительных операций оказывают тетради Е. Бененсон и Л.Итиной. Они дают богатый дополнительный материал для организации учебного процесса, позволяют разнообразить  формы работы с учащимися. Тетради  способствуют продвижению детей  в общем развитии, требуя постоянной работы мысли, преодоления трудностей, благодаря необычному построению большой  части заданий. Они вызывают у  школьников яркий эмоциональный  отклик, окрашивают уроки в  радостные  тона. Тетради несут и большую  нагрузку в решении многих задач  обучения. В первую очередь это: а) развитие логического мышления б) формирования ЗУН в) развитие моторики. При этом подавляющее большинство заданий  являются комплексными, т. е. способствуют решению сразу нескольких задач.

 

 

  Заключение.

 

Из курса дидактики  известно, что деятельность может  быть репродуктивной и продуктивной. Лишь продуктивная деятельность связана  с активной работой мышления и  находит своё выражение в таких  мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация  и обобщение.

 

Если говорить о настоящем  состоянии современной начальной  школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все  время решают учебно-тренировочные  типовые задачи. Их назначение состоит  в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей  одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

 

В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые  решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет  решения или, наоборот, имеет несколько  решений. Кроме того, школьники привыкают  решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии  действовать самостоятельно, чтобы  найти какой - то новый способ.

 

Развитие логического  мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.


Информация о работе Тревожность в подростковом возрасте