Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:57, творческая работа
Цель программы: коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Снять эмоциональное напряжение.
Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
Тренинг коррекции тревожности
Цель программы: коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Работа по программе:
Программа состоит из 6 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 мин.
Занятия организуются в форме тренинга.
Структура занятия включает в себя следующие элементы
Вводное занятие. «Установление правил»
Цели: установление психологического контакта, правил работы, сплочение группы.
Установление правил работы группы
Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении предыдущих заданий. На основе этого вырабатываются правила работы группы:
Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет действовать правило "стоп!"
(т. е. "в этой игре
я не участвую!"). Правила записываются
на листе ватмана, который
Занятие 1. «Сплочение группы. Закрепление правил »
Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку. Повысить у детей уверенность в себе; развитие умения выражать свои чувства, снятие нервного напряжение.
Материал: не нужен.
Ход занятия:
1.Игра «Снежный ком»
Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку. Пример: Сергей строгий. Сергей строгий, Петр прилежный. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
2.Игра «Корабль и ветер»
Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер! Упражнение можно повторить 3 раза.
3. Игра «Тик-так»
Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука.
4.Игра «Путаница»
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
5.Хоровод
Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод, смотрят друг на друга, улыбаются.
8. Рефлексия результатов занятия
Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?
Занятие 2. «Школьная тревожность»
Цели: Помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля. Способствовать снижению напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
Материал: секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики; любая бумага или газеты; пустая емкость с крышкой (ящик, коробка), фломастеры, бумага, карандаши; «дерево настроения» с яблоками различного цвета.
Ход занятия:
1. Игра «Знакомство»
- Давайте встанем, пожалуйста,
в один большой круг. У каждого
из вас сейчас есть
Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажмается свободный конец нити крепко в руке и нужно кинуть клубок ребенку, стоящему напротив.)
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.
Можно спросить детей: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться — в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.
2.Игра «Спрятанные проблемы».
Большинство тревожных детей скрывают тревожные переживания.
В крышке проделывается отверстие. Детям предлагается нарисовать, что или кто их тревожит и спрятать это в коробку. Если у ребенка не достаточно развиты изобразительные навыки, можно предложить ему рассказать о проблеме, «положить» рассказ на бумагу, «завернуть» и убрать в коробку («почтовый ящик»).
После занятия можно спросить у детей, что они хотят сделать с содержимым коробки. Если кто-то затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.
3.Игра «Школьная тревожность»
Ведущий просит: Нарисуйте себя в прошлом, настоящем и будущем. Подпишите портреты. Затем называет три варианта имени. Дети подбирают имена к каждому портрету и объясняют, почему они так себя нарисовали.
4.Игра «Кроссворд»
Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения. Ход: пусть каждый из детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально). После этого участники начинают ходить по комнате, и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.
5. Игра «Дерево настроения»
Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.
6. Рефлексия.
Какое теперь у вас настроение?
Занятие 3. «Снятие тревожности»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. Повысить чувство уверенности, снятие напряжения, тревожности; формирование навыков расслабления.
Материалы: не требуется.
Ход:
Игра – разминка «Космическая скорость»
Эта игра служит не только для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Дети встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может ведущий. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, можно спросить, что испытывали дети во время занятия.
1.Игра «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример:
2.Игра «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
4.Игра «Постройтесь по росту!»
Участники становятся плотным кругом. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет.
5. Рефлексия результатов занятия
Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?
Занятие 4. « Я могу все сам!»
Цель: создание условий для повышения уровня самопринятия.
Материал: карточки по количеству участников; бумага и карандаши, краски; маленький мяч; карточки с именами участников.
Ход:
Разминка «Приветствие»:
«Давайте поздороваемся сегодня так: я подхожу к стоящему справа и, прикоснувшись пальцем к кончику его носа, здороваюсь. Тот, носа которого коснулись и с кем поздоровались, проделывает ту же процедуру со следующим игроком. И так по цепочке».
1.Игра « Скажи о себе что-нибудь хорошее».
Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его надо закончить вслух. Дети отвечают по кругу. Карточек должно быть не меньше количества детей. Примеры незаконченных предложений:
2.Игра «Карикатура».
Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.
Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?
3. Игра «Комплименты».
-Давайте скажем друг
другу комплименты. Я беру мяч
и бросаю его любому и
Мяч должен побывать у каждого из участника.
После выполнения можно спросить детей, в чем они испытали затруднение.
4. Игра «Рисунок моего настроения».
Дети рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки (карандаша) в любое место листа и делать спонтанные мазки.
5. Игра «Метафора».
Детям предлагается вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят группы. Теперь нужно придумать какую-то метафору, которая поможет остальным угадать, чья карточка кому досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе повара с булочкой...» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду...» Или: « Зная что любит этот человек, я представляю его шофером автобуса»
Вопрос детям после выполнения: «В чем испытали трудность, когда находили ассоциации».
6. Игра «Подарки друзьям»
- Все любят подарки
получать. Вот и сейчас каждому
из нас подарят необычный