Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:55, контрольная работа
1. Неуверенность в себе. Процесс обретения уверенности.
2. Дневниковые записи как возможность самопознания.
3. Практическое задание.
Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть, подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу. Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя. Художественный дневник – это литературный приём, вымышленный, придуманный писателем дневник («Дневник Печорина» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Дневник председателя колхоза» А.Т. Твардовского).
Роль дневниковых записей в жизни великих русских писателей.
Неотъемлемой частью биографии, Льва Николаевича Толстого, его литературного наследия являются дневники. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.
Толстой вел Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. (Приложение №1)
С детства ему хотелось блистать в обществе, но этому мешали природная застенчивость и отсутствие внешней привлекательности. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия — счастье, смерти, Боге, любви, вечности — болезненно мучили его почти всю жизнь. Это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка».
Дневники Толстого занимают особое место в его творчестве. Содержание их гораздо шире того, что обычно понимают под словом «дневник». Его дневники имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни. Кроме изложения внешних событий жизни, дневники Толстого содержат драгоценный материал для его писательской биографии, творческой истории произведений и эволюции миросозерцания писателя. В дневниках Толстой высказывал свои самые сокровенные мысли, которыми он не делился с окружающими. Здесь заметки о зарождении и развитии художественных замыслов, отклики на текущие события общественно-политической жизни, мысли по вопросам искусства, философии, педагогики, эстетики.
Он в разное время по-разному представлял себе назначение своего Дневника. Начиная его студентом Казанского университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847г.). Следуя этой цели, Толстой первоначально заносил на страницы Дневника все, что, по его мнению, помогало развитию способностей, и, в первую очередь, разбор прочитанных книг. Первая его тетрадь полностью посвящена заданному в университете сравнительному анализу известного «Наказа» Екатерины II и трактата французского просветителя Монтескье «Дух законов» — анализу, выполненному со всей возможной тщательностью: с цитатами, рассуждениями и выводами. Он прокомментировал весь «Наказ» Екатерины II сообразно правилам, которые сам себе установил:
«1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
2) Что исполняешь, исполняй хорошо»11(запись от 24 марта 1847г.).
Через некоторое время
с той же целью Толстой завел
в Дневнике разделы — «
Параллельно с этим Лев Николаевич начинает задумываться и над моральной стороной своей личности: «Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собою, однако еще все я весьма недоволен собою. Чем далее подвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства человека есть знать то, что он ничего не знает»11 (запись от 8апреля 1847г.).
Он разрабатывает для себя «правила внутренние или в отношении к самому себе», которые разделяет на «правила образования нравственного и правила образования телесного».11 Правила Толстой разбивает на отдельные группы:
1. Правила для развития воли телесной.
2. Правила для развития воли чувственной:
-правила для подчинения воле чувства самолюбия;
-правила для подчинения воле чувства корыстолюбия;
-правила для подчинения воле чувства любви;
-правила для подчинения воле чувства всеобщей любви;
- правила для подчинения воле чувства любви отечества любви известных лиц.
3. Правила для развития воли разумной.
4. Правила для развития памяти.
5. Правила для развития деятельности (телесной, чувственной, умственной).
6. Правила для развития умственных способностей.
7. Правила для развития обдуманности.
Дневник Л.Н.Толстого служит также местом записей «дельных мыслей» и средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же точно дельные — вот для этого-то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то для этого тоже необходим дневник»13 (запись от 14 июня 1850 г.).
В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта его дневник претерпевает существенные изменения. Все узко деловое и практическое, а также все, имеющее характер кратковременных записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он, начиная с 1855 года, всегда — дома и в пути, днем и ночью — держит при себе. У него имелись обыкновенно две записные книжки одновременно: «дневная» и «спальная», или «ночная». Первая находилась у него в кармане блузы, вторая лежала на ночном столике, в нее Толстой заносил свои мысли рано утром, еще не вставая с постели, или ночью, просыпаясь. С «дневной» книжкой Толстой никогда не расставался, часто записывал в нее и на прогулке и даже верхом на лошади. Когда в книжках накоплялось много записей, Толстой переписывал их в дневник, причем из кратких заметок вырастали стройные афоризмы или обширные рассуждения. В Юбилейном издании сочинений Толстого дневники и записные книжки займут тринадцать томов. Эта кропотливая работа помогла ему стать гением с уникальным писательским талантом и умением анализировать и воспитывать себя.
Почти всю жизнь вёл дневник Иван Алексеевич Бунин. Замкнутый, всю жизнь одинокий, редко и трудно допускавший кого-либо в свой внутренний мир, Бунин в дневниках с предельной искренностью и исповедальной силой раскрывает свое "я" как человек и художник, доверяет дневникам самые заветные мысли и переживания. Он выражает в них свою преданность искусству, выявляет высочайшую степень своей слиянности с природой, остро, почти болезненно чувствуя ее, ее красоту, увядание, возрождение, говорит о муках творчества, о предназначении человека, тайне его жизни, выражает собственное страстное жизнелюбие и протест против неизбежности смерти.
Дневники Бунина дают - с невозможной ранее полнотой и достоверностью - полученное "из первых рук" представление о цельном мироощущении Бунина, доносят непрерывный, слитый воедино "восторг и ужас бытия", наполненного для него постоянными "думами об уходящей жизни" (запись от 21 августа 1914 года). Его возмущает отношение к жизни и смерти на уровне спасительного эгоистического инстинкта, которым в большинстве своем довольствуется в своих трудах и днях человек.
Очень многие записи в его дневнике по сути своей - отдельные и законченные художественные произведения, с собственным сюжетом, композицией и глубоким внутренним смысловым наполнением, в редкостной для Бунина крайне исповедальной форме. Лейтмотивом всех дневников Бунина является краткость и бедность человеческой жизни вообще. Пейзажные картины в дневниках не уступают в изобразительной силе лучшим бунинским рассказам. Только еще более настойчиво, чем в "чистой" прозе, проводится контраст между величием и красотой природы и убожеством, грязью, нищетой, жестокостью, даже дикостью деревенского человека, глубоко прячущего и стесняющегося своих добрых чувств как чего-то потаенного, запретного.
Дневники Ивана Алексеевича были опорой для него. Они помогали жить: когда И. А. Бунин не мог больше выносить всей несправедливости жизни и понимал, что ничего не может с этим сделать, он рассуждал в них обо всём, что его волновало. Дневники благоприятно влияли на его творчество. На страницах тетради откладывались сюжеты, материал, подробности будущих рассказов и повестей. Также во время прогулок Иван Алексеевич записывал в дневник какие-то слова, фразы. Например, описывая сад после дождя: «Бор от дождя стал лохматый, мох на соснах разбух, местами висит, как волосы, местами бледно-зеленый, местами коралловый. К верхушкам сосны краснеют стволами,- точно озаренные предвечерним солнцем (которого на самом деле нет). Молодые сосенки прелестного болотно-зеленого цвета, а самые маленькие - точно паникадила в кисее с блестками (капли дождя). Бронзовые, спаленные солнцем веточки на земле. Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-сизые ягоды на можжевельнике". И через одиннадцать дней после этой записи появляется стихотворение "Псковский бор", с его концовкой:
И ягоды туманно-сини
На можжевельнике сухом.
Дневник на протяжении многих веков был верным другом писателя, и, как и все литературное наследие, отражает всю сложность духовного мира, трагизм его переживаний. А дневники Толстого о самовоспитании современная молодежь может смело использовать как «учебное пособие» по разным вопросам самосовершенствования личности.
3 вопрос: Практическое задание: Подобрать упражнения по формированию уверенности в себе.
Используя эту технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, получить уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и вновь обрести хорошее самочувствие. Вы можете использовать эту технику для того, чтобы чувствовать уверенность в себе, потому что вы полностью владеете ситуацией. Нельзя быть уверенным, не осознавая того, в чём собственно проявляется эта уверенность. И вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи этой техники.
1. Отдать себе ОТЧЁТ и осознать свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.
2. УТВЕРДИТЕСЬ в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.
3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, ДОСТИГШАЯ каких-либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.
4. Представьте себя ПРОЦВЕТАЮЩИМ, богатым и имеющим все, что вы хотите.
5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность своих силах и владение ситуацией, где бы вы ни были. Чувствуйте уверенность КАЖДОЙ КЛЕТОЧКОЙ своего организма.
Неуверенность в себе – причина многих проблем. Из-за нее люди проваливают сделки, рушат свою карьеру, и так и не решаются реализовать свою самую заветную мечту в жизни. А ведь быть уверенным в себе – это не так сложно как кажется: знать свои права и уметь отстаивать свою точку зрения, верить в себя и свои возможности, не волноваться из-за мнения окружающих. Если вы не можете причислить себя к людям, обладающим даже этим скромным набором, не отчаивайтесь - вам всегда поможет тренинг уверенности в себе – упражнения, развивающие самооценку и формирующие задатки лидера.
Упражнения на развитие уверенности в себе
Ряд представленных упражнений позволит вам не только сформировать уверенность в себе, но и развить волю и научиться подавлять слабости. Для выполнения некоторых из представленных примеров упражнений, вам понадобится помощь группы друзей или близких.
Упражнение «Формирование уверенности»
Цель упражнения: используя эту технику, вы сможете подавить свои страхи и опасения, обрести хорошее самочувствие и уверенность в своих силах.
Инструкция:
напишите отчет о своих положительных качествах, умениях и достижениях;
убедите себя в том, что у вас есть качества, которые можно и нужно развить.
развивая эти качества, постоянно повторяйте это убеждение;
представьте себе, что вы уверенная в себе личность, которая уже достигла своих целей и завоевала авторитет окружающих;
научитесь чувствовать внутреннюю уверенность в своих силах каждой клеточкой организма.
Упражнение-рисунок «Я такой какой, я есть»
Цель упражнения: выработка более объективной самооценки.
Инструкция: соберитесь группой друзей, где каждый должен нарисовать себя, но так чтобы никто не видел. Когда все рисунки готовы, их нужно перемешать и обменяться впечатлениями по каждому творению, что видят участники на каждом рисунке и чего, по их мнению, в нем не достает.