Удовлетворенность человека трудом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 00:17, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть «удовлетворенность трудом» как важнейшую социально-психологическую характеристику успешной деятельности человека в организации.
Задачи: изучить и проанализировать факторы, влияющие на удовлетворенность трудом в организации, сделать выводы о значимости предмета изучения.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1 Подходы к понятию «удовлетворенность трудом»
2.2 Формы удовлетворенности трудом
2.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом
2.4 Методики измерения удовлетворенности труда
2.5 Иерархия трудовых ценностей в европейских странах
3. Заключение
4. Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.Орг.поведение - копия.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра теории и социологии управления

 

 

 

Реферат по теме

Удовлетворенность человека трудом в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1 Подходы к понятию «удовлетворенность трудом»

2.2 Формы удовлетворенности трудом

2.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом

2.4 Методики измерения удовлетворенности труда

2.5 Иерархия трудовых ценностей в европейских странах

  1. Заключение
  2. Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 «Найди себе дело по душе, и ты будешь получать удовольствие всю жизнь»

Кун Цзы Конфуций

 

       Трудовая деятельность является материальной основой существования общества, важнейшей сферой проявления способностей человека, а  удовлетворенность трудом  является одним из наиболее важных показателей, характеризующих трудовую деятельность.  Актуальность данной темы объясняется следующим: люди – это основа организации, ее главная ценность. Следовательно, нужно уделять большое внимание изучению их мотивации к труду, потребностей и желаний.

       Важность и значимость повышения удовлетворенности трудом работников определяется рядом положений. Удовлетворенность повышает рейтинг труда в системе жизненных ценностей, что имеет важное значение для общества в целом, обладает экономической значимостью, влияет на количественные и качественные результаты работы, сроки и точность ее выполнения. Забота работодателя об удовлетворенности сотрудников трудом выгодно отражается на имидже компании, формируя лояльность персонала, отзывчивость, исполнительность и инициативность.  Удовлетворенность трудом оказывает прямое влияние на показатель текучести персонала, снижение которого необходимо ввиду очевидных экономических и социальных последствий. Удовлетворенность трудом в целом может понижать требования работника к отдельным аспектам трудовой деятельности, облегчая функционирование организации в целом.

      Как показывают исследования, удовлетворенность трудом выступает в качестве составляющей социально-психологического климата в коллективе. Кроме того, удовлетворенность трудом тесно связана с лояльностью персонала, стремлением трудиться с полной самоотдачей в интересах организации, разделять ее ценности, философию и цели. 

       На основании вышесказанного можно сделать вывод, насколько важно уделять внимание вопросам повышения удовлетворенности трудом, ведь именно этот фактор приобретает значение решающего для успешного функционирования компании.

       В данной работе рассматриваются подходы к пониманию феномена  удовлетворенности трудом и его значение; условия для достижения удовлетворенности, результаты исследований удовлетворенностью трудом в европейских странах.

       Целью работы:  рассмотреть «удовлетворенность трудом» как важнейшую социально-психологическую характеристику  успешной деятельности человека в организации.

       Задачи: изучить и проанализировать факторы, влияющие на удовлетворенность трудом в организации, сделать выводы о значимости предмета изучения.

 

 

 

Основная часть

Подходы к пониманию феномена удовлетворенности трудом

        На простой  вопрос “Любите ли вы свою работу? ” лишь один из десяти отвечает: «да». В книге «Работа с удовольствием» Р. Герман, Д. Блюменсон и П. Арнольд отмечают, что четырем из пяти работающих что-нибудь не нравится в выполняемой им работе. Процент недовольных своей работой достигает 95% - неутешительная  статистика.

        От чего зависит удовлетворенность работой? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди получали удовлетворение от своей работы?

        Проблема удовлетворенности трудом занимает практически центральное место в жизни каждого трудоспособного человека, поэтому этой тематике уделяли большое внимание социологи, создавая различные теории, концепции, модели, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом внесли такие ученые, как К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Э. Мейо, Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Херцберг, а также российские социологи З.Т. Голенкова, А.Г. Здравомыслов, В.С. Магун, В.А. Мансуров, Е.Ф. Молевич, В.Д. Патрушев, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. На сегодняшний день в рамках социологии труда накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой.

         Итак, что же означает понятие «удовлетворенность трудом»?

В контексте психологии труда «удовлетворенность трудом» рассматривается как совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой персоналом предприятия, так как удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям субъекта труда.

         В структуре удовлетворенности трудом можно выделить три уровня: социологический, психологический и психофизиологический.

Социологический уровень формируется в результате социального влияния и может быть изменен этим влиянием. Социальный уровень удовлетворенности трудом зависит от удовлетворенности профессией как видом труда, обеспечивающим желаемый социальный статус. С этой точки зрения удовлетворенность трудом является индикатором включенности субъекта труда в социальный контекст профессиональной деятельности.

Психологический уровень удовлетворенности трудом предопределяется адаптацией работников к производственной среде.

Психофизиологический уровень удовлетворенности трудом понимается как степень соответствия выполняемых в процессе работы функций способностям субъекта труда, как соответствие функционального содержания труда психофизиологическим особенностям работника.

Американский социолог Е. Локк, определяя понятие «удовлетворенность трудом», первоначально формулировал его как «приятное позитивное эмоциональное состояние в результате оценки своей работы или своего опыта». В дальнейшем он немного изменил данное определение. «Удовлетворенность трудом является результатом оценки своей работы, позволяющей достичь определенных ценностей, связанных с работой, при условии, что эти ценности дают возможность удовлетворить потребности индивида».

         В.А. Ядов и А.А. Киссель рассматривают удовлетворенность трудом как уровень адаптации работника в данной организации, свидетельствующей о том, что «предъявляемые к нему требования и предоставляемые ему возможности отвечают его потребностям и соответствуют его ориентациям, социальным установкам, направленности интересов.

Удовлетворенность – неудовлетворенность, характеризуют эмоциональное восприятие работниками  различных сторон трудовой деятельности. Бесспорно, что роль эмоций в трудовой деятельности человека огромна, в том числе  в психофизиологическом механизме удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом, - пишет Р. Штольберг, - не что иное, как психическое состояние работника, отражающее его трудовую установку, отношение к жизни, его трудовую мотивацию, его потребности и ожидания относительно работы. Удовлетворенность трудом является проявлением психической уравновешенности, результатом наличия таких обстоятельств в трудовом процессе, которые согласуются с потребностями и ожиданиями или результатом отсутствия таких потребностей и ожиданий, которые в данной трудовой системе оставались бы неудовлетворенными.

       Можно выделить три группы компонентов удовлетворенности трудом: социальные, внутриорганизационные и личностные компоненты. 

Виды компонентов

Компоненты удовлетворенности работой

Социальные

компоненты

 удовлетворенности

Удовлетворенность:

престижностью организации,

престижностью своего рабочего места в обществе

 

 

Организационные

компоненты

удовлетворенности

Удовлетворенность:

зарплатой,

условиями труда (техническим обеспечением работы),

организацией труда (четкость правил, отлаженность

процесса работы, обязанности),

руководством,

коллективом

 

 

Личностные

компоненты

 удовлетворенности

Актуальные:

процессом и содержанием работы,

своим текущим служебным положением и своей ролью в организации,

своими достижениями

Потенциальные:

возможностью саморазвития,

возможностью карьерного роста,

возможностью самореализации


 

 

 

 

 

 

 

Формы удовлетворенности трудом

 

        В зависимости от сочетания между ожиданиями, потребностями и мотивами, с одной стороны, и рабочей ситуацией — с другой, человек формирует некоторую степень удовлетворенности или неудовлетворенности ее/его работой. Кроме того, в зависимости от последующих изменений в уровнях стремлений и от последующего проблемно-ориентированного поведения (направленного на решение задачи), могут развиться шесть форм удовлетворенности или неудовлетворенности трудом.

Типология динамических форм удовлетворенности трудом по Бюссингу

Наименование формы удовл. трудом

Алгоритм формирования/ действия руководителя

 

Характеристика

 

 

Прогрессивная удовлетворенность трудом

Совпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – увеличение уровня мотива (стремления) / обеспечить пищей для ума и возможности развития в интересах организации

Человек чувствует удовлетворенность от работы в целом. Увеличивая уровень стремления, человек пробует достигать даже более высокого уровня удовлетворенности. Поэтому «творческая неудовлетворенность» относительно некоторых аспектов рабочей ситуации может быть неотъемлемой частью этой формы.

 

 

Стабильная удовлетворенность трудом

Совпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – увеличение уровня мотива (стремления) / исследование мотивов и возможности их связи с работой

Человек чувствует удовлетворенность от конкретной работы, но мотивирован на поддержание уровня стремления и приятного состояния удовлетворенности. Увеличение уровня стремления сконцентрировано на других областях жизни из-за недостаточных стимулов работы.

 

Удовлетворенность трудом в смирении (удовлетворенность трудом смирившегося человека)

Несовпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – уменьшение уровня мотива (стремления) / выявлять факторы негативного отношения к труду и постараться их устранить

Человек чувствует неясную неудовлетворенность от работы и понижает уровень стремления, чтобы приспосабливаться к негативным аспектам рабочей ситуации на более низком уровне. Уменьшая уровень стремления, он в состоянии снова достичь позитивного состояния удовлетворенности.

 

 

Конструктивная неудовлетворенность трудом

Несовпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – уменьшение уровня мотива (стремления) / выявлять факторы негативного отношения к труду и постараться их устранить

Человек чувствует себя неудовлетворенным работой. При поддержании уровня стремления он пробует справляться с ситуацией при помощи попыток решить проблемы на основе выработки достаточной терпимости к фрустрации, досаде. Кроме того, ему доступны осмысленные действия в рамках целевой ориентации и мотивации, направленные на изменение рабочей ситуации.

 

 

Фиксированная неудовлетворенность трудом

 

Несовпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – поддержание уровня мотива (стремления) – отсутствие новых попыток решения проблемы / исследование потенциала человека и поиск работы для него

 

Человек чувствует себя неудовлетворенным работой. Поддерживая уровень стремления на постоянном уровне, он не пробует справиться с ситуацией попытками решить проблемы. Терпимость к фрустрации приводит к тому, что механизмы защиты, необходимые для приложений усилий для решения проблемы, кажутся выходящими за пределами какой-либо возможности. Поэтому индивидуум застревает на своих проблемах и не исключено патологическое развитие событий

 

 

Псевдоудовлетворенность трудом

Несовпадение фактических (организационных) и личностных ценностей – поддержание уровня мотива (стремления) – искажение восприятия ситуации / исследование потенциала человека и поиск работы для него

Человек чувствует себя неудовлетворенным работой. При столкновении с неразрешимыми проблемами или раздражающими условиями на работе и при поддержании стремления на одном уровне, например, из-за мотивации к определенному виду достижений или из-за жестких социальных стандартов, искаженное восприятие или отрицание негативной рабочей ситуации могут закончиться псевдоудовлетворенностью трудом.


 

 
        К настоящему времени исследования, использующие модель различных форм удовлетворенности трудом, привели к трем важным результатам.

       Во-первых, формы удовлетворенности трудом могут быть, согласно этой модели, обоснованно дифференцированы; в то время как соотношение между формами в различных выборках может меняться.

       Во-вторых, формы удовлетворенности трудом зависят скорее от ситуативных факторов, например, степени контроля работником своего рабочего места, чем от диспозиции факторов.

       В-третьих, формы удовлетворенности трудом не функционируют, подобно психологическим типам, т. е. они неустойчивы в течение длительного периода времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

Факторы, влияющие на удовлетворенность работой

 

 

        От чего зависит удовлетворенность трудом? На удовлетворенность трудом влияют различные факторы, и руководству необходимо внимательно учитывать каждый из них, чтобы создать своим сотрудникам условия, позволяющие им чувствовать удовлетворение от трудовой деятельности, ценить занимаемое рабочее место. Факторы:

        1. Объективные характеристики трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом прямо зависит от особенностей характера и условий труда, при этом реализуется принцип "хорошая работа удовлетворяет, плохая не удовлетворяет". Индивидуальные особенности людей в данном случае не имеют большого значения, поскольку в определенных границах существуют общие для всех критерии приемлемости - неприемлемости.

       2. Субъективные особенности восприятия и переживания. Во-первых, в результате исследований и наблюдений было замечено, что существуют самые непредсказуемые и неожиданные особенности отношения разных людей к одним и тем же аспектам условий и характера деятельности, в том числе и трудовой. В практике их почти невозможно учесть. Во-вторых, все люди как работники различаются уровнем притязаний и критичности. Еще в американской индустриальной социологии было популярным обсуждение тезиса "Нет хорошей или плохой работы, а есть удовлетворенный или неудовлетворенный человек".  В-третьих, и в обыденном сознании, и в науке уровень удовлетворенности трудом связывается со степенью его сложности. Схема мышления следующая: сложный труд обладает большим творческим содержанием, нежели простой, поэтому вероятность удовлетворенности здесь выше. В-четвертых, всем людям присущи разные творческие способности. Среди тех, кто занимается, казалось бы, примитивным трудом, есть способные "увидеть и сделать" свою работу творческой, не скучать в рабочее время, превратить свои задачи и функции из однообразных в разнообразные, проявить изобретательность в творческом обогащении собственного труда.

Информация о работе Удовлетворенность человека трудом в организации