Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:53, реферат

Краткое описание

Воспитание и самовоспитание являются двумя сторонами процесса формирования личности. Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных черт и преодоление негативных. Прежде самовоспитания требует от человека знания себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты.

Содержание

• Введение
1.Условия и предпосылки самовоспитания
2.Методы и приемы самовоспитания
3.Этапы самовоспитания
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Условия и предпосылки эффективного самовоспитания.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии  с выбранным идеалом (примером  для подражания) или своих представлениях  о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе  самопознания происходит выявление  и самооценка уровня развития  того или иного качества или  свойства личности. Степень и  точность их диагностики зависит  от самого человека, его желания  действительно познать себя, свои  достоинства и недостатки, либо  удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также  происходит формулирование и  уточнение ценностных ориентиров  человека.

3. Третий этап - выбор средств, составление плана.

Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

4. Четвертый  этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная  на достижение сформулированных  ранее ценностных ориентиров.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

5. Постановка перед собой более  усложненных задач.

Таким образом, сущность самовоспитания заключается в соединении объективных и субъективных факторов развития в единый, целостный процесс, причем обеспечиваются максимально благоприятные внешние условия и самый высокий уровень активности самого человека. Проблема самовоспитания - это проблема индивидуализации воспитания и самостоятельности, активности индивида в его собственном формировании, это проблема максимального развития самосознания и воли.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить тот, я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них, формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, не стоит вкладывать в понятие "творческая способность личности" только художественно - эстетическую направленность. Творчество присутствует в любой работе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение.

Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во-первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

самовоспитание личность самостоятельное развитие

Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования творческой личности будет протекать более эффективно.

Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит "поднажать", а где и "попустить", или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

2. Грецов А.Г. Практическая психология для  подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.

3. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…  Мн.: Высш. шк., 1986.

5. Малахова  И.А. Развитие личности. Ч.2. Художественно-творческая  деятельность. Мн.: "Беларуская навука", 2003.

6. Прокопьев  И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

7. Столяренко  Л.Д. Основы психологии.8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия "высшее  образование".) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

8. Харламов  И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное  пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы