Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности воображения подростков и разработать экспериментальную развивающую программу.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: Особенности воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования. Развитие воображения в подростковом возрасте в целом зависит от гибкости мышления.
Глава 2. Экспериментальные исследования особенностей творческого воображения подростков на гибкость мышления
2.1. Методы и организация исследования
Первым этапом моей экспериментальной работы будет тестирование учеников на опеределение уровня воображения. Учащие буду тестироваться по двум тестам (Приложение 1)
В течение месяца я буду проводить короткие занятия направленные на развитие воображения у подростков. В работе будут использованы пять методик:
1. Методика П. Торенса «Закончи рисунок»
2. Методика «Вербальный лабиринт»
3. Методика «Образование сложных аналогий»
4. Методика «Внутренний мультфильм».
6. Методика «Нарисуйте настроение»
Ниже приводится описание всех методик:
Методика Торенса «Закончи рисунок». Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.
Методика «Вербальный лабиринт»
Если в предыдущей методике был рассмотрен критерий динамичности мыслительного процесса, то цель следующей методики: исследовать гибкость, пластичность мышления и способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач. При выполнении данной методики используется следующее оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.
Стимульный материал, предъявляемый к исследуемому в строгой последовательности
НЕОСРО НАРСНА ЫМЮЯТВ ИНЕЕЫПУ
ЕСВИБК ЕАИНОП ЕНИЛКА НЕЛЗАК
АНЗОКЫ МИРЕПС ИНЕВАР ЕЫПУТС
КВОБУЗ НЕТОЗК ТИКСУП ЛТУТСЫ
НИБОКЯ ЫМАЗКЭ НИАРКУ ПУТСЫВ
ТИЕЛИК ОИЕЖЕА АБАИКЛ ЫЕОИНЕ
СНИИРС НЗНОИД МАТРОЮ МИКЖОЛ
ОЕНТАД ОКОЛДЕ ТЕЬЛУК ИТАТСО
НЖИВДО МАРГОР АКЦУКА ЧЫРКИР
БАКШДП ЕПСОРП ИСЬЛИФ ОРАДОП
САВИЧЮ ВИТАГО
ИКЫДАЛ ТСЕБИР
АВЫЗАК САЖУРД
ВЫСИПО ЕШУРКО
СЬТАРД ЖУРДОС
Без объяснения цели работы исследуемым была зачитана инструкция: «Перед вами 10 вербальных лабиринтов. В каждом случае вам необходимо начинать «продвижение по лабиринту из правого нижнего угла и двигаться вверх (в левый верхний угол) так, чтобы в результате продвижения из пройденных букв образовалось слово. Изменять направление движения можно только под прямым углом. Работать нужно как можно быстрее, так как учитывается время выполнения каждого из 10 заданий».
Методика «Образование сложных аналогий»
Цель: исследовать способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений.
Оборудование: карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
1. овца-стадо
2. малина-ягода
3. море-океан
4. свет-темнота
5. отравление-смерть
6. враг-неприятность
испуг-бегство
физика-наука
правильно-верно
грядка-огород
похвала-брань
пара-два
слово-фраза
бодрость-вялость
десять-число
праздность-безделье
глава-роман
покой-движение
прохлада-мороз
обман-недоверие
пение-искусство
свобода-независимость
Испытуемым была зачитана следующая инструкция: « В верхней части бланка расположены 6 пар сов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например, «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - определение, «море-океан» - различаются в количественном отношении. В нижней части бланка расположены пары слов, связь которых вы должны сопоставить с одним из образцов, находящихся в верхней части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Рядом с каждой парой вы должны обвести номер, соответствующий паре образцу». При этом вариант решения был показан следующим образом: «поджог является следствием мести, аналогично тому, как смерть-следствие отравления, следовательно пары «месть-поджог» нужно ставить номер 5, что соответствует паре-образцу: «отравление-смерть».
При обработки полученных результатов учитывался качественные характеристики. Обсуждение допущенных ошибок испытуемого дало возможность оценить логический строй мышления испытуемого, целенаправленность и критичность его мышления. Также была осуществлена количественная обработка результатов: 16 заданий этого теста оцениваются каждое по 2 балла при выполнении и 0 баллов при невыполнении. При подведении итогов выполнения задания использовалась нижеприведенная формула:
А=В+Т, А – итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
А также таблица подсчетов баллов:
Время (сек) |
Оценка, Т при В >23 |
Время (сек) |
Оценка Т, при В < 24 |
114 и менее |
3 |
370 и менее |
0 |
114-370 |
0 |
371-505 |
-3 |
371 и более |
-3 |
506 и более |
-6 |
«Внутренний мультфильм».
Преподаватель рассказывает начало какой-то
истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче.
Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит
солнце, дует приятный легкий ветерок...».
Далее ученик должен придумать продолжение
истории. Он представляет себе то, что
происходит дальше, и рассказывает. Затем
останавливается и дальше продолжение
придумывает учитель и т.д.
«Нарисуй настроение».
Ученика просят нарисовать свое настроение,
изобразить его на бумаге любым способом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
“Определение уровня воображения”
Тест 1
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Тест 2
Инструкция
Необходимо выразить
свое отношение к каждому из приводимых
в задании утверждений с
Задание
1. Я способен отчетливо вспомнить по крайней мере одно событие, случившееся со мной, когда мне было не более двух лет.
2. Когда я был ребенком, мог вообразить, что летаю, с такой ясностью, что начинал верить в реальность этого акта.
3. В детстве я просто наслаждался сказками.
4. Повзрослев, я по-прежнему обожаю сказки.
5. Когда я был маленьким,
играл в сказки и нередко
сам верил, что я сказочный
герой (Колобок, Красная
6. Повзрослев, я время от времени вживаюсь в какую-то роль.
7. Мне бы хотелось оказаться под гипнозом (я получаю удовольствие, находясь под гипнозом).
8. Я легко вспоминаю мои сны.
9. По своему желанию я обычно могу проснуться или даже изменить сновидение.
10. Перед тем, как
заснуть, меня посещают
11. Вспоминая какие-то значительные события, я могу пережить их заново -снова увидеть то, что тогда было, услышать звуки, голоса, почувствовать волнение.
12. Мне легко вызвать в своем воображении образ друга.
13. Обычно я вспоминаю свои сны со всеми картинами и подробностями, а не только их фрагменты.
14. Когда я был ребенком, в моем воображении всегда жил друг -человек, животное или неодушевленный предмет, -с которым я разговаривал и делился своими чувствами.
15. Я испытываю большое наслаждение от дневного сна.
16. Если бы я закрыл свои глаза и представил, что держу в руках ребенка, кота или собаку, я бы легко смог почувствовать вес и теплоту этого тела.
17. Если я захочу представить себе сцену из любимого фильма и закрою глаза, то сумею отчетливо вызвать ее в своем воображении.
18. Во время чтения
книги я могу легко соотнести
себя с ее персонажем и
19. Я очень быстро
теряюсь, когда совершаю физиче
20. Мне нравятся широко раскрытые окна.
"Ключ"
За каждый ответ испытуемый получает:
"да"-2 балла;
"не могу сказать определенно" - 1;
"нет" - 0.
Очки суммируются.
РЕЗУЛЬТАТ.
От 27 до 40 -Вы живете в фантастическом мире, исключительно богатом деталями. "Спускаясь на землю", Вы оказываетесь на чужой территории.
От 13 до 26 -У Вас случаются отдельные вспышки интуиции. Но Ваша фантазия находится в зависимости от настроения.
От 0 до 12 -Ваши отличительные черты -"приземленность" и прагматичность. Опираясь на твердую почву, Вы не можете от нее оторваться, а потому почти лишены дара предвидения.
Информация о работе Условия развития воображения у учащихся средних классов