Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:03, доклад
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Таблица 19
Уровень мотивации |
Показатели мотивации |
Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I |
II |
III | ||
I |
26—29 |
24—28 |
24—28 |
72—85 |
II |
21—25 |
18—23 |
18—23 |
55—71 |
III |
18—20 |
12—17 |
14—17 |
42—54 |
IV |
15—17 |
8—11 |
9—13 |
30—41 |
V |
до 14 |
до 7 |
до 8 |
до 29 |
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II— высокий уровень мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень мотивации;
V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20
Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов |
Количество баллов по номерам предложений | ||
7 |
8 |
9 | |
а б в г д е ж з |
П П У В У О И - |
П П О У В И - - |
В П П У П И П У |
Условные обозначения видов мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Оценка эффективности
Таблица 21
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие
|
Варианты ответов |
Показатели мотивации
| |||||
а |
б |
в |
г |
д |
е | ||
10 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
IV |
11 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 | |
12 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 | |
13 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
V |
14 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
-5 |
+5 | |
15 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 | |
16 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
VI |
17 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 | |
18 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Изучение мотивационной
Анализ результатов
3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.
Для того чтобы определить, насколько
существенными оказались
Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.
Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.
Таблица 22
Сводная таблица результатов диагностики
Итоговые уровни мотивации |
Основные этапы диагностики | |||||
Перед поступлением в школу |
По окончании 1 -го класса |
При переходе из начальных классов школы в средние |
По окончании 7-го класса |
По окончании 9-го класса |
По окончании 11 -го класса | |
Очень высокий |
||||||
Высокий |
||||||
Нормальный |
||||||
Сниженный |
||||||
Низкий |