Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:16, реферат
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.
Учёт преобладающего типа памяти на занятиях изобразительного искусства
Меньщикова С.А.
Шадринский Государственный Педагогический Институт
г. Шадринск, Россия
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти, возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов [3], вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу [2, с. 111].
В учебных пособиях под памятью обычно понимается совокупность процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. [4, с. 218-219].
В учебно-познавательной деятельности память играет важную роль. В совокупности с другими психическими процессами она несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности, то есть является основой любого познания и тем самым определяет возможность решения основных задач школьного обучения.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, - важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при
знаниево-ориентированном
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития и саморазвития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие детей.
Итак, в знаниево-ориентированном образовании большое внимание уделяется знаниям, соответственно развитие памяти является одной из ведущих задач. В свою очередь, в личностно-ориентированном образовании приоритетную роль занимает развитие и саморазвитие личности и зачастую развитию памяти уделяется мало внимания.
Задача нашей статьи – выявить возможности развития памяти в личностно-ориентированном образовании.
Для того чтобы добиться
максимальной эффективности запоминания
необходимо знать, какие из основных
типов памяти наиболее или наименее
развиты у школьника
Данная проблема сейчас особенно
актуальна, так как за последние
5 лет увеличилось число
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на типы должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной тип памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.
Для того чтобы учащиеся усваивали материал на занятиях изобразительного искусства более эффективно, необходимо давать задания с учётом преобладающего типа памяти, а также развивать те виды памяти, которые нужны, но недостаточно развиты. Например, учащиеся, отличающиеся зрительным типом памяти, запоминают и воспроизводят заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность людям с двигательным типом памяти, у которых процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. Например, при заучивании физических упражнений человек со зрительным типом памяти будет лучше запоминать движения в их зрительной форме и легко разбираться в ошибках, допускаемых другими физкультурниками, плохо отдавая себе отчет в своих ошибках.
На уроке для учащихся с преобладанием зрительной памяти необходима и обязательна наглядность – рисунки, схемы, диаграммы, текст, репродукции художников, детские работы прошлых уроков, педагогический рисунок. Обязательно чтение материала, требующего запоминания. Такому учащемуся недостаточно слышать слова преподавателя, ему необходимо закрепление материала путем его прочитывания.
Для учащихся с преобладанием слухового типа памяти обязательно чтение материала вслух, включение аудиозаписей, музыкальных произведений, а высокий уровень развития моторной и слухо – моторной памяти требует обязательного конспектирования, так как движения руки при письме способствуют лучшему запоминанию прописываемого. Во время выполнения педагогического рисунка, учащиеся делают наброски, зарисовки, вслед за учителем. К смешанному типу относятся люди, у которых не выявляется преобладающий тип памяти – они одинаково хорошо запоминают и на слух, и зрительно.
Методические рекомендации по развитию памяти у старшеклассников
Осмысленное запоминание
Осмысление материала достигается разными приемами, но основное - это выделение главных мыслей и группирование их в виде плана. Каждый пункт плана - это обобщение определенной части информации. Должна быть логическая последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество информации. Информация, содержащаяся в каждом пункте, должна быть необходимой для достижения ваших целей. Такое запоминание гораздо продуктивнее механического запоминания. Можно предложить такие практические советы для учащихся и студентов:
не следует писать конспект под диктовку преподавателя, либо вслед за ним. Эта автоматическая запись не оставит у вас следов памяти.
Постарайтесь сконцентрировать свое внимание и понять информацию, предлагаемую преподавателем.
Если возникнут вопросы, следует их задать преподавателю и затем записать понятую и осознанную информацию.
Позже, может быть вечером или на следующий день, желательно "прокрутить" полученную информацию, заглянуть в конспект и сравнить, что запомнилось.
Таким образом, при подготовке к экзаменам, вам нужно будет лишь "освежить" в памяти необходимое, не прибегая к механическому заучиванию.
Запоминание связанного текста
Для успешного запоминания
связанного материала используются
смысловые "узелки на память". Это
ключевые слова, которые помогут
воспроизвести смысл выбранного
отрывка. Их можно выписать, затем
по ним постараться воспроизвести
запомненный текст, затем сравнить
его с первоисточником и
Использование мнемотехники для запоминания вербальной информации
Чтобы запомнить большие объемы не связанной информации можно использовать приемы мнемотехники.
При запоминании логически не связанных слов используются такие методы, как:
Метод "привязки" запоминаемой информации
Для запоминания последовательность из 15 — 25 предметов следует расставить их на заранее известные объекты. Например, это могут быть полки в книжном шкафу, либо дома на вашей улице, либо еще какие-либо объекты, к которым можно привязать единицу запоминаемой информации. После этого следует представить эту связку предметов образно, ярко и необычно.
Использование эмоций при запоминании
Информация запомнится лучше, если ей придать эмоциональную окраску, и чем больше интереса вы к ней проявите, тем лучше она запомнится. Качество запоминания при этом в 7 раз выше, чем при безразличном отношении.
При запоминании информации ставьте ударение на разных слогах слов по очереди, обращайте внимание на их звучание и произносите с выражением различных эмоций (удивления, радости, гнева, восхищения).
Использование ассоциаций при запоминании
Чтобы облегчить запоминание, нужно применить группировку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними. Можно также установить внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.
Развивайте ассоциативное мышление, придумывая к каким-либо парам слов различные ассоциации.
Использование анализаторов при запоминании
Существует два основных вида памяти (по восприятию) - зрительная и слуховая. Используйте при запоминании в большей степени тот вид памяти, который у Вас превалирует, но все равно надо стараться использовать обе анализаторные системы.
Рекомендации по оптимальному повторению материала для запоминания на несколько дней
Для лучшего запоминания материал следует повторить 4 раза: сразу, затем через 30 мин., через 8 часов после второго повторения и через сутки после третьего повторения.
Гигиенические рекомендации при запоминании
Для оптимизации мозговой деятельности во время запоминания существуют следующие гигиенические рекомендации:
В начале работы запоминайте легкий материал (примерно 20 минут), а потом более сложный. При длительной работе учитывайте наступление умственного утомления и снова переходите к работе с более легким материалом. Максимальная интенсивность запоминания в режиме запоминания возможна в течение 30 - 40 минут, а длительно человек может работать на уровне 40 - 50% от максимальной интенсивности.
Отдых должен наступать через каждые 40 - 50 минут работы на 5 - 10 минут, при этом наилучший отдых - это физические, дыхательные и психотехнические упражнения.
Специальное дыхательное упражнение для активизации работы мозга перед запоминанием:
Сделайте энергичный выдох, зажмите правую ноздрю большим пальцем и вдохните воздух через левую ноздрю за 4 секунды.
Задержите дыхание на 16 секунд.
Зажмите левую ноздрю, освободив правую, и выдохните воздух за 8 секунд.
Так делайте от трех до семи раз.
Если трудно выдержать предложенный ритм дыхания, то можете делать упражнение в ритме 8 - 8 - 8 или 8 - 8 (без задержки на вдохе и выдохе).
Специальное психотехническое упражнение для быстрого отдыха с последующей мобилизацией для продолжения запоминания:
Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что Ваше тело состоит из триллионов плотно упакованных клеток. Но если бы Вам пришлось посмотреть на них в мощный микроскоп, Вы бы увидели, что на самом деле эти клетки не так уж сильно спрессованы, и между ними есть свободное пространство. Теперь вообразите, что они сжимаются, и все Ваше тело превращается в одну плотную массу. А затем пространство между ними увеличивается и становится даже большим, чем в начале. Дайте возможность каждой мышце, каждой частице Вашего тела полностью расслабиться.
Информация о работе Учёт преобладающего типа памяти на занятиях изобразительного искусства