Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности у детей в дошкольном возрасте.
Объект курсовой работы: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: факторы развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретический анализ проблемы формирования полоролевой идентичности 5
1.1 Понятие половой идентичности. 5
1.1.1 Стадии формирования полоролевой идентичности 7
1.2 Основные концепции формирования полоролевой идентичности 8
1.3 Различия в становлении полоролевой идентичности у мальчиков и у девочек 13
Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности 18
2.1 Влияние семьи на формирование полоролевой идентичности 18
2.2 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность 21
3 ВЫВОДЫ 24
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Согласно теории гендерной  схемы, детей постоянно поощряют рассматривать мир с точки  зрения их собственной гендерной  схемы, что требует от них принимать  во внимание, соответствует ли та или  иная игрушка или вид активности их половой принадлежности.

Таким образом, теория половой  схемы является ответом на вопрос, с которым, как полагает Бем, не может  справиться когнитивная теория развития половой идентичности и полоролевого поведения, предложенная Кольбергом: почему свое представление о себе дети организуют в первую очередь вокруг своей  мужской или женской принадлежности? Как и в когнитивной теории развития, в теории половой схемы  развивающийся ребенок рассматривается  как активное лицо, действующее в  своем собственном социальном окружении. Но, как и теория социального научения, теория половой схемы не считает полоролевое поведение ни неизбежным, ни неизменным. Дети приобретают его, потому что пол оказался главным центром, вокруг которого их культура решила выстроить свои взгляды на реальность. Когда идеология культуры менее ориентирована на половые роли, то и поведение детей и их представления о себе содержат меньше половой типизации.

Теория моделирования  выделила два аспекта полоролевой  идентичности: научение (или узнавание) и исполнение. В фазе научения дети усваивают содержание как женских, так и мужских половых ролей. Однако, дети конечно же не исполняют все образцы поведения, о которых они узнали на этом этапе, они склонны повторять или обобщать образцы поведения, перетянутые от тех моделей, действия которых имели положительные последствия или по меньшей мере, не имели отрицательных.

А.Бандура полагает, что  идентификация относится к процессу копирования субъектом мыслей, чувств или действий другого лица, служащего  моделью. В его работах идентификация  рассматривается как процесс  научения посредством наблюдения,  включающий многообразие результатов  моделирования и основывающихся на прямых действиях с актуальными и символическими моделями.

Представители новой психологии считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

Дж. Стоккард и М. Джонсон  опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что пол  биологический т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания. В качестве одного из доказательств правильности своей теории они приводят данные исследования М. Мид проведенного ею в Новой Гвинее еще в 1935 г. в трех разных племенах, в двух из которых преобладал феминный либо маскулинный тип воспитания для детей обоего пола, в третьем же племени роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям.

Критикуя фрейдистов за идеализацию  традиционных половых ролей и, в  частности, их положение о трагичности  развивающейся личности при отклонениях  в ее формировании от традиционных стандартов феминности или маскулинности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что эти стандарты не являются идеальной моделью современного мужчины и женщины, например воспитание девочки, основанное на традиционном понимании  женственности, может сделать ее плохой матерью - беспомощной, пассивной и зависимой.

Автор теории социальных ролей  А. Игли утверждает, что многие гендерные  различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и  женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные  навыки и аттитюды, и именно это  приводит к различному поведению мужчин и женщин.

Важную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. Не следует забывать и об активности самого ребенка в  освоении своей половой роли, идентифицируя  себе с родителями определенного  пола и подражая ему. Отмечают, что  мальчики более склонны подражать  поведению других, нежели девочки. Немаловажную роль, играет и эмоциональная, интимная связь между ребёнком и родителем.[11, c. 6-12].

    1. Различия в становлении полоролевой идентичности у мальчиков и у девочек

Усвоение социального  опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно  наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельности окружающих его взрослых [12, с 15].

В период дошкольного детства  ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия  к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья.

Именно в рамках этих видов  деятельности происходит первичная  половая идентификация детей. Одни виды их активности соответствующие  полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления  о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Учитывая, это до 2-3 лет  большинство мальчиков пробуют  надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить  ногти лаком. Однако когда завершается  процесс гендерной идентификации  и мальчики достигают гендерной  константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены  для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных  различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдением ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечные оружия, девочки - куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством [11, с.103-106].

С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняется. Психологическое  самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни  и закрепляется к третьему году. К трем годам ребенок ясно различает  пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается  различие между ними. Например, многое дети уверены в том, что если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленький. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

И.В. Тельнюк тоже отмечает, что половая идентификация к  концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние  половые признаки. Более существенные половые признаки в большинстве  случаев дети этого возраста не осознают. Однако как полагают некоторые авторы, завершение формирование половых позиций  происходит лишь в юношеском возрасте.

Учитывая, это следует  отметить, что половая идентификация  заключается не только, в том, что  дети следуют в своем поведении  навязанным им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей, например в возрасте 2-4 лет, выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению  половых признаков отца и матери, а затем (в возрасте 4-5 лет) у них  появляется «половое любопытство», когда мальчики и девочки показывают свои половые органы [7, с 234-240].

Итак, на этапе раннего  детства происходит первичная половая  идентификация. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто - мужчина и кто - женщина. Дети старше 4 лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования.

Так же дети стараются подражать  родителям одного с ним пола.      Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве [7, с. 21].

Идентификация у девочек  с матерью имеет ряд особенностей:

а) большой возрастной период;

б) большая интенсивность  процесса идентификации, т.е. девочка  чаще выбирает роль матери, чем мальчик  роль отца;

в) большая значимость для  идентификации теплых эмоциональных  и доверительных отношений с  матерью;

г) большая зависимость  идентификации от отношений между  родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации);

д) меньшее влияние девочек сестры, чем брата на идентификации мальчика [6, с. 63-70].

Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина  и А.С. Волович; Дж. Стоккард и    М. Джонсон) полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичным оказывается идентификация с материю, т.е. фемининная [4, с 90-91].

Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит  трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики, гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожими на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское». Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.

А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация  с родителем того или иного  пола у мальчиков происходит в  возрасте 5-7 лет, а у девочек в  возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации  зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в  представлении детей, а также  от наличия в семье идентичного  их полу члена прародительской семьи.

По данным Ю.М. Набиуллиной, неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителями другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с родителями своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.

По данным А.Л. Козловой и Н.В. Поляшовой, дети, воспитывающиеся в приютах, не отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.

Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительная эмоциональность, доброта  и отзывчивость.

Так же на развитие полоролевой  идентификации у дошкольников, оказывает  информационное влияние, так как  гендерные понятия формируются  у детей под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, кукольных  театров. Полоролевые образы, появлявшиеся на Западе в 1970-1980-х гг., остаются устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Та же тенденция выявилась и при анализе книг для чтения в начале 1972 г., хотя после 1980 г. описания гендера в детских книгах несколько изменилась в сторону большого равенства полов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности

    1. Влияние семьи на формирование полоролевой идентичности

В обществе распространенно мнение о том, что половая принадлежность индивида дана ему биологически. Этой точки зрения придерживаются психоаналитики сторонники фрейдизма. Они полагают, что ребенок бессознательно имитирует  поведение представителей своего пола, а особенно родителей, место которых  он хочет занять. Психоаналитики отстаивают позицию, согласно которой личность только тогда развивается полноценно, когда не нарушается половая идентификация.

Сторонники социального научения считают, что половая идентичность возникает лишь после того, как  ребенок усвоил типичное для своего пола поведение.

Когнитивисты считают, что сначала  ребенок усваивает половую идентичность, а затем начинает вести себя соответственно полу. Этот спор является надуманным, так  как очевидно, что формирование половой  идентичности происходит не сразу. Это  очень длительный процесс, в котором  принимают участие и идентификация  как подражание, и научения как  результат целенаправленного воспитания у ребенка половой роли.

Для начала рассмотрим традиционно  психологическую концепцию.     З. Фрейд, как нам известно, приписывает основную роль в половой дифференциации идентификации ребенка с родителями. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяет формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связала с сексуальной сферой.

Информация о работе Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности