Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности у детей в дошкольном возрасте.
Объект курсовой работы: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: факторы развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретический анализ проблемы формирования полоролевой идентичности 5
1.1 Понятие половой идентичности. 5
1.1.1 Стадии формирования полоролевой идентичности 7
1.2 Основные концепции формирования полоролевой идентичности 8
1.3 Различия в становлении полоролевой идентичности у мальчиков и у девочек 13
Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности 18
2.1 Влияние семьи на формирование полоролевой идентичности 18
2.2 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность 21
3 ВЫВОДЫ 24
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Психоанализ признает, что мужская  и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам, и если для  типичного мужского поведения характерны агрессивность, активность, решительность, рассудительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, то для женского - нерешительность, зависимое поведение, пассивность, большая эмоциональность. З. Фрейд утверждал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно когда следует всем вышесказанным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения и  теория моделирования рассматривает  механизмы формирования психологического пола и полоролевых стереотипов, и выделили принцип бихевиоризма - принцип обуславливания. Представители этих теорий считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родителей, которым ребенок пытается подражать, и от подкрепления которое дают поведению ребенка родители.

Теории когнитивного развития утверждают то, что хотя положительное и отрицательное  подкрепление, идущее от родителей, и  идентификация с ними действительно  играет определенную роль в половой  социализации ребенка, но самое главное  в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это необратимо.

Так же дети стараются подражать  родителям одного с ним пола. Как  отмечает Л.К. Емельянова, девочки, которые ценят в своей матери заботу о семье, гуманность, честность, вырабатывают у себя именно такие качества. Мальчики же стараются подражать отцам в смекалке, юморе, мастерстве, трудолюбии.

Именно родители с самого детства  начинают влиять на формирование половой  идентичности ребенка, которая заключается  в единстве поведения и самосознания, причислению себя к определенному  полу и ориентации на требования соответствующее  половой роли. Осознание ребенком своей половой роли включает в  себя половую ориентацию, представление  ребенка о том, насколько его  качества соответствуют ожиданиям  и требованиям мужской или  женской роли, и половых предпочтений, какую половую роль ребенок предпочитает[8, с 230-234].

П. Куттер подчеркивает принципиальное значение отношений ребенка с матерью для развития половой идентичности. Ребенок, безусловно, в большей или меньшей степени идентифицирует себя со всеми важнейшими участниками отношений, но первым объектом отношений является все же универсальный объект - мать. Это обстоятельство значимо в развитии половой идентичности обоих полов: в начале развития дочь идентифицирует личность матери со своим полом, а сын - с полом противоположным.

Хотя идентификация с матерью  и ее ролью обязательно существует в раннем развитии мужчины, все же критическим для окончательного формирования чувства мужественности мальчика, как и для вступления в Эдипову фазу, является, по мнению Ф. Тайсона и Р. Тайсона то, что мальчик не идентифицируется с матерью и принимает мужскую половую роль. Это прокладывает путь для его Эдиповых отношений с матерью.

Но при этом мальчика подстерегает опасность феминизации, избежать которую  можно различными путями - с помощью отделения от матери, обращения к отцу или путем дезидентификации, обратного изъятия идентификации. Опасность же для девочки по отношению к матери кроется в «недостаточном разграничении». Чтобы не стать его жертвой, она со своей стороны нуждается в особенных усилиях в форме «постоянной работы по разграничению».

Роль мужской персоны, как правило, отца не менее важна при идентификации. Предпосылкой для идентификации  с «отцовской фигурой» является преимущественно  хорошее к ней отношение. Идентификация  оказывается прочной, если в ее основе лежит положительное отношение  к «отцовской фигуре». Подчеркнуто  мужественный отец будет способствовать раскрытию половой идентичности мальчика, а слабый, фемининный отец, напротив, усложнит этот процесс. Для  девочки слишком сильная идентификация  с отцом таит опасность чрезмерной «маскулинизации». В то же время, именно в отношениях с отцом дочь получает прекрасный шанс понять разницу полов  и тем самым достигнуть «отграничения».

Вместе с тем, подчеркивает П. Куттер, наряду с идентификацией с мужским или женским началом для самоосознания ребенком своей половой роли немаловажное значение имеют повседневные отношения с отцом или матерью. То есть отцовское восхищение растущей дочерью как женщиной и поощрение матерью развивающегося мужского начала сына нельзя переоценить.

    1. Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность

Взаимодействие ребенка  со сверстниками прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир возможность общения с детьми своего возраста. Дети дошкольного возраста очень активно интересуются друг другом, и у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

Очень важным фактор общения  ребенка со сверстниками является его  эмоциональное самочувствие в этой группе сверстников. Общение в этой группе сверстников существенно  отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения ребенка  среди сверстников зависит, насколько  ребенок усваивает нормы отношений  со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых  появляются предпочитаемые и отвергаемые  сверстники. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страдания ми отчуждения.

В условиях специального дошкольного  воспитания, когда ребенок постоянно  находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где  ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается  настолько, что это дает основание говорить о детской личности [3, с 45-48].

В процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников. Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы). В детской среде в результате подражания в преломлении проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.

Г.Н. Волков отмечает в своих  исследованиях: «Игра - удивительно  богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится  невероятно высоко... Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни» [12, с 112-114].

Следует отметить особую роль игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных  переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения  и формирования трудовых навыков, развитии коммуникативных отношений, чувства  юмора и т.д.

Рассматривая детскую  среду, следует заметить, что она  самостоятельна только относительно. «Старших бояться, младших стыдиться» - в этой пословице четко определены взаимоотношения взрослых и детей. С одной стороны, молодежь должна уважать старших, с другой - старшие, взрослые должны следить за своими поступками, чтобы быть примером младшим. Дети и взрослые находятся в постоянном общении: совместный быт, праздники, труд.

Исключительно универсальным  в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так  и противоположного пола. По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда, в этот период наблюдается пик  детской сексуальности. Это означает, что к этому времени дошкольники  уже четко идентифицируют себя со своим полом, то есть осознают свою принадлежность к сильной или слабой половине человечества. Нарушение предписанных половой принадлежностью норм осуждается сверстниками   [1, с 74-82].

Уже на третьем году жизни  сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного  пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем  девочек. Несоответствующее гендерной  роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В  ряде исследований было показано, что  мальчики, которые играют и с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны  сверстников и менее популярны  в их среде, чем тем, кто подчиняется полоролевым стереотипам.

Самый первый этап в процессе гендерной идентификации ребёнка  суждено сыграть детской игрушке. Считается, что в 3-4 года ребёнок  осознаёт неизменность своего пола и  улавливает разницу в поведении  и одежде между мужчинами и  женщинами. Поэтому в своей игре он пытается моделировать то, что делают взрослые.

Л. Кольберг считает, что  формирование константной половой  идентификации у ребенка продолжается в промежутки от 2 до 7 лет. Это совпадает  с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров  в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании [4, с 114-115].

 

 

 

 

 

 

  1. ВЫВОДЫ

В психологии существуют различные  точки зрения относительно понятия  и процесса формирования полоролевой  идентичности, но обобщая весь материал можно сказать, что половая идентичность - это переживание и осознание  индивидом своей половой принадлежности, физиологических, психологических  и социальных особенностей своего пола. Процесс полоролевой идентичности проявляется в единстве поведения  и самосознания, причислению себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующее половой  роли.  Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все  поведение и развитие личности.

Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Взаимодействие ребенка со сверстниками прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир возможность общения с детьми своего возраста. Дети дошкольного возраста очень активно интересуются друг другом, и у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Очень важным фактор общения ребенка со сверстниками является его эмоциональное самочувствие в этой группе сверстников. От стиля общения, от положения ребенка среди сверстников зависит, насколько ребенок усваивает нормы отношений со сверстниками.

Процесс формирования полоролевой  идентичности у мальчиков и девочек протекает по-разному. Формирование полоролевой идентичности у дошкольника проявляется в усилении половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. К основным признакам полоролевой идентификации можно отнести выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом.

Родители непосредственно влияют на формирование половой идентичности ребенка. Взаимодействуя с родителями обоих полов ребенок осознает свою половую роль, которая включает в себя половую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, и половых предпочтений.

 

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алёшина Ю.А., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- №4-с.74-82.
  2. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320.
  3. Выготский Л.С. Детская психология. – Том 4, Москва 1984
  4. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии 1990 №3 с.9-17
  5. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984.
  6. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка
  7. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984

8.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,1995 –с.143.

9. Ковалев С.В. Психология  современной семьи. Москва, Просвещение  1988 –с.208

10. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. — М., 1975 - 205 с

11. Мещеряков Б.Г., Зинченко  В.П. Психология. Современный словарь  – Санкт-Петербург 2007 – с.496

12. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. М.:2007- с.400.

13. Плисенко Н.В. Генезис  половой идентификации в дошкольном  возрасте. Автореферат диссертации  кандидата психологических наук. Москва 1984.

Информация о работе Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности