Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Все большую актуальность в мировом масштабе приобретает изучение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки детей младшего школьного возраста, а в России - влияние семьи на формирование низкой самооценки. Актуальность выбранной мною темы я объясняю тем, что я имела низкую самооценку и хотела разобрать причины, влияющие на развитие такой самооценки.
Цель работы- определение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Различные подходы к определению понятия самооценки в
зарубежной и отечественной психологии.
1.1.Виды самооценок
Глава 2. Особенности формирования самооценки детей младшего
школьного возраста.
2.1 Условия и причины формирования разных видов самооценок
Глава 3. Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки в
младшем школьном возрасте
3.1. Семейный фактор
3.2. Деятельность учителя на формирование низкой самооценки
3.3. Социальный фактор

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки у  детей младшего школьного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

Введение

Глава 1. Различные подходы к определению  понятия самооценки в 

               зарубежной и отечественной психологии.

               1.1.Виды самооценок

  Глава 2. Особенности  формирования самооценки детей   младшего

                 школьного возраста.

                2.1 Условия и причины формирования разных видов самооценок

Глава 3. Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки в  

                младшем школьном возрасте

                  3.1. Семейный фактор

                3.2. Деятельность учителя на формирование низкой самооценки

                3.3. Социальный фактор 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Все большую актуальность в мировом масштабе приобретает  изучение факторов, влияющих на формирование низкой  самооценки детей младшего школьного возраста, а в России - влияние семьи на формирование низкой самооценки.  Актуальность выбранной мною темы я объясняю тем, что я имела низкую самооценку и хотела разобрать причины, влияющие на развитие такой самооценки.

     Человек не рождается личностью, а становится в процессе совместной деятельности с другими людьми и общения с ними. Личность - есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Понятие «личность» используется для меры социального и меры уникального в человеке, для описания сформировавшегося человека или оценки каких- либо его сторон. Особенность человека в психологии называют индивидуальностью. Индивидуальность понимается как высший уровень развития личности.

  Систематизирующим ядром индивидуальности самооценки личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, в зависимости от вида самооценок. Самооценка бывает высокой, средней и низкой.

   Изучением самооценки занимались такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, В.С. Мухина, С.С. Рубинштейн, Р. Бернс, З. Фрейд и др.

   В зарубежной психологии самооценку рассматривали  в структуре «Я- концепции», которая определяется, как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженные с их оценкой. Впервые понятие «самооценка» ввел У. Джеймс. В. Сатир под самооценкой понимала способность (или наоборот, неспособность) человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. А С.К. Куперсмит и А. Розенберг считали, что самооценка выявляет убежденность личности в собственной ценности. Зарубежные психологи считали, что она складывается под постоянным конфликтом между внутренними побуждениями и внешними запретами, что адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление о самом себе является неполным, искаженным.

   В отечественной психологии самооценка  понимается  как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Дубровина И.В., Мухина В.С., Слободчиков В. И. определяют самооценки, как оценку личностью самого себя. Петровский А.В., Домашенко И.А. рассматривают понятие самооценки,  как оценку личности своих возможностей, качеств и места среди других людей.

   В зарубежной психологии В. Сатир выделяла следующие виды самооценки: высокую и низкую. У. Джеймс разделял самооценку двух родов: самодовольство  и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков.

  Отечественные психологи выделяют такие критерии самооценки и такие виды самооценок:

1) по видам оценки- общая самооценка и оценка достижений в отдельных видах деятельности-  парциальная самооценка.

2) то что достигнуто человеком- это актуальная самооценка и по действительной способности- это потенциальная самооценка.

3) по соответствии и несоответствии реальных достижений, соответственно- адекватная и неадекватная.

4) по уровню: высокая, средняя, низкая.

  Самооценка  проявляется и формируется в деятельности. В  зависимости от условий среды и различных факторов воздействия на личность меняется самооценка. На сегодняшний день не полностью изучены причины формирования  низкой самооценки. В работе рассмотрено  три наиболее  значительных фактора, влияющие на формирование низкой самооценки- это влияние деятельности учителя, семейный фактор и социальный фактор.

   Объект исследования:  самооценка детей младшего школьного возраста

  Предмет исследования:  факторы, влияющие на формирование низкой самооценки у младшего школьника.

  Цель работы-  определение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки.

   Задачи исследования:

1) Изучить понятие самооценки и  виды самооценок

  2) Рассмотреть особенности формирования  самооценки в младшем школьном возрасте

3) Познакомить с условиями и причинами формирования разных видов самооценок

  1. Определить факторы, влияющие на формирование низкой  самооценки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Различные подходы  к определению  понятия самооценки в зарубежной и  отечественной психологии.

   Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека, как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог Уильям Джеймс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта , познаваемого субъективным оценивающим сознанием .

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

- духовное  «Я»;

- материальное  «Я»;

- социальное  «Я»;

- телесное  «Я».

   Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, У.Джеймс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

                              Успехи

самооценка =    ----------------

                            притязания

Впервые понятие « самооценка» ввел  Уильям Джеймс. Он  понимал самооценку  как элемент структуры личности.

В. Сатир под самооценкой понимала «способность (или наоборот, неспособность) человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя». Она  ставила самооценку на первое место  среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей  и развитии личности.

Куперсмит называет самооценкой отношение  индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный  характер; оно проявляется как  одобрение или неодобрение, степень  которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.

  По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я»

  В психологических   словарях самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны  своей личности, деятельности, поведения.

Петровский  П.П., Домашенко И.А  рассматривали  понятие самооценки как оценку личностью  своих возможностей, качеств и  места среди других людей.

     Дубровина И.В под  самооценкой  понимала оценку  личностью себя в целом ( общая самооценка) и отдельных сторон  своей личности, деятельности, отношений с другими людьми.

Мухина  В.С  определяла самооценку, как компонент  самосознания, оценка самого себя (своей  внешности, способностей и личностных качеств)

    Слободчиков В.И дал следующее определение самооценки: «Самооценка- это тот компонент самосознания, который включает в себя знание о собственной самости и оценку человеком  самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка».

Самооценка  — субъективное и личностное образование  нашей психики. Она несет на себе отпечаток качественного своеобразия  ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может  совпадать с объективной оценкой  данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются  на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении. Самооценка  возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая  проходит различные этапы, и находится  на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, поэтому  меняются и ее представления о  себе и отношение к себе.

   Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. 

   Самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя.

  Известный автор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».

По  мнению  Р.Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, сопоставление образа реального  Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким  человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным  Я, тем выше самооценка личности. Во-вторых,  человек  оценивает себя так, как  его оценивают другие. В-третьих, чем значительнее успехи личности в  том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

   Самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

   Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей.

В работах советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и  место самооценки в системе межличностных  отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации- ее преобразований путем  воспитательных воздействий на личность.

  Таким образом, в отечественной психологии самооценка- это оценка человеком своих особенностей, и результатов деятельности, как правило, в связи с оценкой им других людей. Самооценка один из важных элементов  саморегуляции.  

1.1. Виды самооценок.

Психологи рассматривают самооценку с различных  точек зрения. Оценку себя в целом, как хорошего и плохого принято считать общей самооценкой,  а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную ( то, на что способен человек) самооценку. Потенциальная самооценка часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку адекватную и неадекватную, то есть соответствующие и несоответствующие реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Также различают самооценку по уровню – высокая, средняя, низкая.

Информация о работе Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки у детей младшего школьного возраста