Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Все большую актуальность в мировом масштабе приобретает изучение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки детей младшего школьного возраста, а в России - влияние семьи на формирование низкой самооценки. Актуальность выбранной мною темы я объясняю тем, что я имела низкую самооценку и хотела разобрать причины, влияющие на развитие такой самооценки.
Цель работы- определение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки.
Введение
Глава 1. Различные подходы к определению понятия самооценки в
зарубежной и отечественной психологии.
1.1.Виды самооценок
Глава 2. Особенности формирования самооценки детей младшего
школьного возраста.
2.1 Условия и причины формирования разных видов самооценок
Глава 3. Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки в
младшем школьном возрасте
3.1. Семейный фактор
3.2. Деятельность учителя на формирование низкой самооценки
3.3. Социальный фактор
Предпосылками формирования неадекватной самооценки являются:
1) Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только учением, не имеют других увлечений и занятий, кружков и секций, не ведут общественную работу и не заняты работой по дому. У них может быть ограничение контактов со сверстниками. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Однако ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к занижению или самооценки, если этот- пусть узкий –круг общения и деятельности удовлетворяет потребность в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки.
2) Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются конформностью и повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное , они склонны учитывать избирательно либо только плохие , либо только хорошие отзывы о себе.
3) Слабое развитие оценочных отношений в коллективе , отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников . Не требовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.
4) Случайные успехи или неуспехи-то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.
К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному факторы могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.
Причины низкой самооценки.
1. Живем в негативном обществе и постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми.
как с ней справиться
3.
Независимо от того, хорошо или
плохо человек выполнил
3.
Предание значительной
4. Сравнение себя с другими людьми. Не можете сравнивать себя с другими людьми, потому как вы разные. Каждый человек уникален и имеет свой список ценностей, который вы не знаете. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами. Конечно, они лучше вас в этом, это видь их сильные стороны!
5.
Установка для себя настолько
высоких планок, что их нереально
добиться. Люди по неумению часто
устанавливают для себя
Таким
образом, высокая и низкая самооценки
могут быть обусловлены многими
причинами. она развивается
у ребенка из-за плохой успеваемости
в школе, что, в свою очередь, является
результатом неблагоприятных
Глава
3. Факторы, влияющие
на формирование низкой
самооценки
3.1 Семейный фактор
Семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.
Большое значение в становлении самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Семья может помочь ребёнку преодолеть трудности.
Самооценка в детстве – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться. Неадекватное однообразное воспитание способствует формированию неадекватной самооценки. Силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. В этом возрасте важны слова родителей, так как они сохраняются в детской памяти. Слова взрослых могут стать путеводителем по жизни в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго наоборот.
На формирование низкой самооценки оказывают влияние следующие факторы:
1.Идеализация ребенка родителями
Часто родители придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы.
2.Чрезмерная похвала и критика.
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями.
3.Отсутствие понимания и признания родителей неповторимости своего ребёнка.
Ошибка родителей заключается в том, что они не понимают и не признают неповторимость своего ребёнка. Родители детей с низкой самооценкой уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как они есть у многих.
4.Непринятие ребенком.
Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает неодобрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответственностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмерной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность
5.Достаточная обеспеченность, чрезмерная забота, власть и потакание со стороны родителей
Дети, родители которых обеспечены материально, выбирают путь наименьшего сопротивления, потому что родители этих детей высоко ценят деньги и материальное состояние. В такой семье ребёнок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как материализм разрушает в ребёнке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
6.Сравнение ребенка с другими детьми.
Еще одна причина для формирования низкой самооценки у младшего школьника- это когда родители откровенно сравнивают своих детей, ставят одного другим в пример. Таким образом, ребёнок сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребёнок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате чего его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Это отражается на самооценке ребёнка, вызывает у него чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тем, кого постоянно превозносят.
7.Незаинтересованность родителей друзьями ребенка
В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей, которые могут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явное равнодушие родителей способствует формированию у ребенка низкой самооценки.
8.Недовольство родителей в результатах учебы ребенка
В младшем школьном возрасте высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные продуктивностью учебной работы ребёнка, всё больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребёнка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребёнка особенности. Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. Самый низкий уровень самооценки у тех детей, которые утверждают: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки".
9.Развод родителей
Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Общеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях.
Таким образом, влияние семьи на самооценку
младшего школьника трудно переоценить,
так как то, что человек приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей своей
будущей жизни. Поэтому родители должны
понимать, как велико значение правильного
семейного воспитания в развитии адекватной
самооценки ребёнка. Кроме семьи, большое
влияние на формирование самооценки младшего
школьника оказывает учитель.
3.2. Влияние деятельности учителя на формирование самооценки младшего школьника
Учитель,
в ходе своей работы на уроке обладает
правом оценивать другого
Ребёнок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе. И основной его деятельностью является учебная деятельность. Мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.
Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.