Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Все большую актуальность в мировом масштабе приобретает изучение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки детей младшего школьного возраста, а в России - влияние семьи на формирование низкой самооценки. Актуальность выбранной мною темы я объясняю тем, что я имела низкую самооценку и хотела разобрать причины, влияющие на развитие такой самооценки.
Цель работы- определение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки.
Введение
Глава 1. Различные подходы к определению понятия самооценки в
зарубежной и отечественной психологии.
1.1.Виды самооценок
Глава 2. Особенности формирования самооценки детей младшего
школьного возраста.
2.1 Условия и причины формирования разных видов самооценок
Глава 3. Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки в
младшем школьном возрасте
3.1. Семейный фактор
3.2. Деятельность учителя на формирование низкой самооценки
3.3. Социальный фактор
Некоторые учителя не всегда осознают роль своих оценочных суждений в формировании самооценки младших школьников – одного из важнейших средств воздействия на развитие личности.
Самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена и более доходчива до ума и сердца ребёнка.
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, то есть его самооценку. У ученика в образовательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребёнок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Культивированию низкой самооценки у неуспевающих детей способствуют так же еще более низкие, чем оценки учителя, сооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности. Уже во втором классе у отлично успевающих детей формируется высокая самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не является отличником.
Объём и сложность информации, которые все больше и больше дают учителя приводят к трудности усвоения, а далее к потере интереса к учебному предмету. Младшие школьники могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств. Для младшего школьника важна адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности и ценность результата для себя.
У детей младшего школьного возраста необходимо сформировать контроль и самооценку. Деятельность учителя направлена на эти процессы. Он приучает ребенка все время, в процессе работы, и по ее окончании, сравнивать свою работу с каким- то образцом. В качестве образца обычно выступают ответы лучших учеников в классе, демонстрация опорных работ учителем.
Таким образом, одна из задач, стоящая перед учителем - это помочь ребёнку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия. До сознания ребёнка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.
Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».
Усвоение учащимися требований, которые
должны удовлетворять их учебную деятельность,
осуществляются опосредованно, через
оценку результатов этой деятельности
учителем. Оценка знаний учащихся учителем
способствует их продвижению, имеет обучающий,
воспитывающий характер. Однако существует
трудности у педагогов, пользующихся пятибалльной
оценочной системой, оценки качества выполняемых
учащимися учебных работ.
Пятибалльная
система малоинформативна, по отметке
нельзя судить о действительном уровне
знаний, нельзя определить, что нужно
улучшить, над чем следует больше
работать, не даёт полноценной возможности
для формирования у учащегося
оценочной самостоятельности. Отметочная
система выполняет функцию
В ходе образовательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и, в особенности, третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребёнка находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.
Таким образом, система оценок, которая в образовательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.
Используя ту или иную меру воздействия, учитель должен представить себе её психологическую основу, то есть действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от неё ждет. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, соответствовать действительным знаниям детей. Важно не только то, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребёнок должен знать, чего ждёт от него учитель в следующий раз.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Влияние успеваемости школьников на уровень развития самооценки значительный. Дети, которые испытывают большие затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведёт к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Организуя учебную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьников.
В последнее время часто поднимается вопрос о безотметочной системе обучения в начальной школе. Основной её принцип — свободное развитие ребёнка, без страха и стресса, а общим законом учителей, поддерживающих данную систему обучения, является уважение к личности ребёнка. А главное, развитие этой личности, а вместе с ней и интереса к жизни, силы воли.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы, а именно: «звездочек», «зайчиков», «черепашек». При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребёнка со стороны учителя.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребёнок сам выбирает ту часть работы,
которую он хочет сегодня предъявить учителю
для оценки, сам назначает критерий оценивания.
Это приучает школьников к ответственности
оценочных действий. Учитель не имеет
права высказывать оценочные суждения
по поводу черновой работы, которую ученик
не предъявляет для оценки.
Многие
современные педагоги такие, как: И.А.
Голосенко, А.В. Сеслер, Е.В. Чесина, делают
вывод, что отметка очень быстро
разрушает защитную функцию самооценки
детей младшего школьного возраста,
делая её более реалистичной. И
что безотметочное обучение, корректирующее
крайности, создает более здоровые
тенденции для развития детских
самооценок, чем обучение с отметками,
заостряющее крайние тенденции,
связанные с риском для психического
здоровья детей. Отменяя отметку, на
их взгляд, не отменяется само оценивание.
Отметка заменяется развёрнутой
системой оценочных взаимоотношений,
сотрудничеством ребёнка и
Широкое распространение феномена оценки в образовательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Таким образом, влияние педагога на формирование
самооценки школьников, несомненно. Организуя
учебную работу, учитель должен соотносить
достигаемые детьми результаты не только
с их умственными способностями, но и с
самооценкой ребёнка, его собственными
представления о характере и уровне реализации
своих возможностей в различных учебных
ситуациях. От этих воззрений зависит
большая или меньшая уверенность ученика
в своих силах, осознание результата как
успеха или неуспеха, отношение к допущенным
ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости
от степени её трудности и ряд других важнейших
моментов учебной деятельности, в которых
выражаются уже не умственные способности
сами по себе, а личностный фактор, влияющий
на формирование адекватной самооценки
младшего школьника.
3.3.
Социальный фактор.
Самооценка формируется в младшем школьном
возрасте, она может быть ситуативной
и способна колебаться. Колебания самооценки
вызывают ситуативные изменения в жизни
человека: успех или неудача, сравнение
себя с другими, влияние социума и т.д.
1. Влияние социума
Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка. Социумом не учитываются индивидуальные и возрастные потребности ребенка в получении внешней оценки, не соответствуют смыслу и значимости педагогической оценки, обеспечивающей адекватное развитие разнообразных сфер личности ребенка — эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, мотивационной.
2. Положение семьи в обществе.
Частично самооценка человека определяется мнением о нем других людей. Положение, занимаемое в обществе, основано не на собственных достижениях детей, а на социальном статусе родителей.
Дети из низших слоев общества менее склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к высшим классам.
3. Влияние неудачи.
Снижение общей самооценки под влиянием неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.
Наличие или отсутствие сдвигов в самооценке
под влиянием неудачи может зависеть от
целого ряда моментов: личностных особенностей
испытуемого, например, общего уровня
самоуважения и тревожности; специфических
качеств. Человек с пониженным самоуважением
будет переживать любую частную неудачу
глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный
в себе.
4.
Принципы «самости», влияющие
на самооценку.
Принцип интериоризации чужих оценок – теория отражённого, зеркально «Я». Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием неблагоприятных мнений самооценка снижается.