Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Все большую актуальность в мировом масштабе приобретает изучение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки детей младшего школьного возраста, а в России - влияние семьи на формирование низкой самооценки. Актуальность выбранной мною темы я объясняю тем, что я имела низкую самооценку и хотела разобрать причины, влияющие на развитие такой самооценки.
Цель работы- определение факторов, влияющих на формирование низкой самооценки.
Введение
Глава 1. Различные подходы к определению понятия самооценки в
зарубежной и отечественной психологии.
1.1.Виды самооценок
Глава 2. Особенности формирования самооценки детей младшего
школьного возраста.
2.1 Условия и причины формирования разных видов самооценок
Глава 3. Факторы, влияющие на формирование низкой самооценки в
младшем школьном возрасте
3.1. Семейный фактор
3.2. Деятельность учителя на формирование низкой самооценки
3.3. Социальный фактор
Разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чужим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая полной перестройкой собственной "самости" в соответствии с желаниями других.
5.Принцип социального сравнения.
Хотя многие элементы нашего "Я" выглядят
чисто описательными, в большинстве случаев
они соотносительны и молчаливо подразумевают
какое-то количественное или качественное
сравнение. Во-первых, индивид сравнивает
свое наличное "Я" с прошлым или будущим,
а свои притязания - с достижениями. Во-вторых,
он сравнивает себя с другими людьми. Сравнивая
себя с другими людьми, он берет сильные
качества людей, тем самым понижая собственные
самооценку.
Заключение
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
Наиболее значимыми факторами в формировании низкой самооценки являются:
1) Семейный фактор. Идеализация ребенка родителями, чрезмерная похвала и критика, отсутствие понимания и признания родителей неповторимости своего ребёнка, непринятие ребенком, достаточная обеспеченность, чрезмерная забота, власть и потакание со стороны родителей, сравнение ребенка с другими детьми, незаинтересованность родителей друзьями ребенка, недовольство родителей в результатах учебы ребенка, развод родителей – это те факторы, которые влияют на формирование низкой самооценки.
2) Деятельность учителя, которая являлась для младшего школьника фактором развития низкой самооценки, через неадекватное оценивание ученика.
3) Социальный фактор. На развитие низкой самооценки не мало значимую роль оказывает сравнение себя с другими, принятие в обществе, оценивание ребенка социумом.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Необходимо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.
Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.
Таким образом, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьников. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела.
Цель исследования, которая заключалась в определении факторов, влияющих на формирование низкой самооценки, достигнута.
Задачи исследования: изучить понятие
самооценки и ее виды, рассмотреть особенности
формирования самооценки в младшем школьном
возрасте, рассмотреть условия и причины
формирования разных видов самооценок,
определить факторы, влияющие на формирование
низкой самооценки младшего школьника
– разобраны.