Факторы делинквентного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-психологические факторы формирования делинквентного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решит ряд задач:
1.Проанализировать литературу по феномену делинквентного поведения.
2.Проанализировать подходы понимания делинквентного поведения на основе психологической литературы.
3.На основе психологической литературы проанализировать социально-психологические факторы делинквентного поведения подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

главы 1-2 .doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственные уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних.

Социально-педагогические причины. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности младшего школьника и на особенности его поведения, выделяются семья, школа. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы [7].

Грубость, равнодушие, недоверие, неискренность, неуважение друг к другу, пошлость и цинизм в отношениях родителей воспринимаются и закрепляются ребенком в его собственном опыте и могут «копироваться» во взаимоотношениях с другими людьми. В условиях неблагополучной семьи супруги заняты, как правило, выяснением своих отношений − в результате ослабляется внимание к детям, к их поведению, к организации учебного труда, к их интересам и склонностям, к их свободному времени, к кругу их друзей и сверстников [9].

Школа в современном обществе постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста; в то же время возрастает роль и значимость на процесс социализации  личности неформальной группы сверстников.

Социально-психологические причины непосредственно связаны с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста. Кризис семи лет не менее сложен для ребенка, чем любой другой кризисный период. И от того, как ребенок справится с данным кризисом, зависит очень много в его последующей жизни. Современные дети уже в 7 – 8 лет хотят быть взрослыми. Они «теряют детскую непосредственность и способность восхищаться собой. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, себя с самим с собой». Во внутреннюю жизнь допускаются далеко не все. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, в том числе и своих родителей [18].

С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью − обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Не всегда ребенок может справиться с теми обязанностями  и требованиями, которые ему предъявляются в школе.

Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения младших школьников и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников [19].

Так, например, школьники, относящиеся к гипертимному типу, отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих школьников влечет риск, игра с опасностью, они крайне конфликтны. Для циклоидного типа характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния циклоиды могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду и т.д. [23].

Дети с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска. Они нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Несмотря на трудности, которые переживает в настоящее время школа, именно данный институт социализации должен взять на себя выполнение социально-педагогических функций, которые обеспечивают ребенку защиту и создают условия для реализации базовых прав.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственно-правовых правил и норм, что, по их мнению, позволяет своевременно заложить основы нравственной и правовой культуры личности. «Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, – признают А.С. Белкин, – является формирование гуманистического отношения и взаимопонимания детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость» [2].

В процессе воспитания младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, «он помогает детям в выборе правильной нравственной правовой оценки» [9].

На этапе начального образования закладываются и формируются основные представления о государстве, об атрибутике государства (гербе, флаге, гимне), о моральных и правовых ценностях. Так, учащиеся 1 – 4 классов получают представление о правилах поведения в школе, дома, на улице. Объясняется роль лиц, охраняющих порядок в городе, поселке, селе, прививается уважении к этим лицам.

Проанализировав литературу можно сделать вывод, что в большинстве случаев дети совершают правонарушения только для того, что бы привлечь внимание значимых для них взрослых или в целях забавы. На   них воздействуют социально- психологические факторы: семья, школа, воспитание и т. д.

Но важнее всего то что детям свойственно подражание, если в семье и мать и отец употребляют  спиртные напитки то велика вероятность, что и ребёнок будет вести себя также. Или отец употребляет нецензурную речь при разговоре, ребёнок будет поступать точно как и отец, но у него не будет понимания, что он поступает плохо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы  постарались решить поставленные задачи посредством анализа теоретического материала:

1.Проанализировать литературу  по феномену  делинквентного поведения.

2.Проанализировать подходы  понимания делинквентного поведения на основе психологической литературы.

3.На основе психологической литературы проанализировать социально-психологические факторы  делинквентного поведения подростков.

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день имеется множество трактовок понятия «делинквентное поведение», конфликт состоит лишь в том является ли это поведение уголовно наказуемым. И отечественные и зарубежные учёные говорят, что на формирование делинквентного поведения влияют и психологические и социальные факторы в равной силе.

Мы пришли к выводу, о том, что делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андреева, Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
  2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии: учеб. пособие  для вузов/ Беличева С.А.  – М., Консорциум “ Социальное здоровье”, 1994. – 221 с.
  3. Белкин, А.С. Внимание - ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников/ А.С.Белкин. – Свердловск, 1981. – 125 с.
  4. Гаврилова, Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1 – 1997. – С. 51-56.
  5. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский. – СПб., 1993. – 136 с.
  6. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб. пособие. – СИПИ, 1987. – 80 с.
  7. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: пособие для студ./Д.Д.Еникеева. –  М., 1998. –304 с.
  8. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./Е.В. Змановская — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  9. Клейберг, Ю.А.Социальные нормы и отклонения./Ю.А. Клейберг. – М., 1997. – 140 с.
  10. Кон, И.С. Социология личности./И.С.Кон. – М., 1967. – 383 с.
  11. Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. – 1966.
  12. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг. – Спб: Питер, 2000. – 305с.
  13. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.
  14. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. –М., 1999.
  15. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра./А.Е.Личко – Л., 1983.
  16. Миллер, А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика. – Киев, 1985. – 150 с.
  17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
  18. Налчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. –Ереван, 1988. – 85 с.
  19. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ.: В 3 кн. – М., 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  20. Патаки ,Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения //Психологический журнал. – 1987. – Т. 8. – №  4. – с. 92-102.
  21. Пристанская, О.В. Делинквентность: правовое и криминологическое понятие //Журнал российского права. –1999. –№5/6. – с. 73-80.
  22. Психологический словарь / Под ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.
  23. Раттер, М. Помощь трудным детям./М.Раттер. – М., 1987
  24. Рычкова, Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. – М, 1998. –100 с.
  25. Садков, Е.Б. Маргинальность и преступность / Е.Б. Садков // СОЦИС. – 2000. – № 4. – С.43-48.
  26. Собкин, В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. – М., 1998.
  27. Тарасов, Н.В. Причины и условия совершения преступлений // Закон и право, 2002.
  28. Чилинский, Я. Афанасьев В. Социология девиантного поведения: учебное пособие. – М.: Социо, 1993.
  29. Шестаков, Д. А. Криминология. Преступность как свойство общества: Краткий курс. – СПб., 2001.

 

 


Информация о работе Факторы делинквентного поведения в подростковом возрасте