Факторы определяющие развитие памяти человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Основными характеристиками памяти являются:
объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность
сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Содержание

Введение 3
I.Формирование и развитие памяти 4
II. Факторы, определяющие развитие памяти 9
1. Запоминание 9
2. Сохранение 12
3. Воспроизведение и узнавание 13
4. Забывание и борьба с ним 15
Заключение 18
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная2.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение             3

I.Формирование и развитие памяти        4

II. Факторы, определяющие развитие памяти       9

1. Запоминание            9

2. Сохранение                   12

3. Воспроизведение и узнавание                13

4. Забывание и борьба  с ним                 15

Заключение                   18

Список литературы                  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Память, как и любой  другой познавательный психический  процесс, обладает определенными характеристиками.

Основными характеристиками памяти являются: 
объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность 
сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 
     Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. 
     Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. 
     Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать 
определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти -  готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Формирование и развитие памяти

 

 

Обратимся  к вопросу  о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего  детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

 Во-вторых, непосредственное  запоминание со временем превращается  в опосредствованное, связанное  с активным и осознанным использованием  для запоминания и воспроизведения  различных мнемотехнических приемов  и средств. 

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого  человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом  можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса  и ее постепенное улучшение у  отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в  понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П.Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.

Ранее других, около 6 месяцев  от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память.

В генетическом плане она  предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский. Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

Под несколько иным углом  зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.

Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более  совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после  ухода Л.С.Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать...

Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как  в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».

 Исследование форм  недостаточно развитого детского  мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой  припоминание по поводу одного  частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

Решающие события в  жизни человека, изменяющие отношения  между памятью и другими его  психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения  порой противоположны тем, которые  существовали между памятью и  психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить —  значит припоминать» с возрастом  у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить».

Специальные исследования непосредственного  и опосредствованного запоминания  в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным»

Само развитие стимулов-средств  для запоминания подчиняется  следующей закономерности: сначала  они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование  для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а  затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

В формировании внутренних средств запоминания центральная  роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А.Н Леонтьев, — что  самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания  к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с  превращением речи из чисто внешней  функции в функцию внутреннюю».

На основе опытов, проведенных  с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, изображенную на рис. 1. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

 

 

 
Рис. 1.Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (по А.Н .Леонтьеву)

 

Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более  быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как посредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по родуктивности догоняет непосредственное и, если гипотетически продолжить дальше изображенные на рис. 1 кривые, должно его в конечном счете обогнать. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.

Если у дошкольников запоминание, как об этом свидетельствуют рассматриваемые  кривые, в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом (а может быть, даже исключительно в силу сделанного выше предположения) опосредствованное .

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс  совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его  речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Факторы, определяющие развитие памяти.

 

 

1. Запоминание

 

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). 
     Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного  запоминания произвольное (или 
преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед 
собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой —запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного 
материала, называется анемической деятельностью.

По другому признаку —  по характеру связей (ассоциаций), лежащих  в основе памяти — запоминание делится на механическое и осмысленное. 
     Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы  запоминания материала, то можно  прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

 Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение -важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям.

Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение.

 Во-вторых, заучивание  идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала.

В-третьих, если материал в  целом не представляет труда для  запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Очень важно также правильно  распределить повторение во времени. В  психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Информация о работе Факторы определяющие развитие памяти человека