Физиологические (ВО) и психологические проявления стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление полученных на лекционных и практических занятиях знаний о профессионально важных качествах (ПВК) личности специалиста. Задачи курсовой работы – получение дополнительных сведений и расширение кругозора студентов, овладение практическими навыками комплексной психодиагностики персонала, а также формирование навыков научной работы, включая как ее планирование, использование теоретических знаний, так и обработку эмпирических результатов, их статистический анализ и формулирование аргументированных выводов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………..4
1.1 Понятия логики……………………………………………………………...4
1.2 Основные понятия этики…………………………………………………...7
1.3 Понятия стресса…………………………………………………………...11
1.4 Физиологические (ВО) и психологические проявления стресса……12
Глава 2 Практическая часть…………………………………………………15
2.1 Организация и проведение исследования………………………………15
2.2 Результаты экспериментального исследования………………………17
Заключение ……………………………………………………………….……19
Список использованной литературы………………………………………..20
Приложения 1……………………………………………………………………….21
Приложение 2……………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида:

  • распределительную (или воздающую)
  • уравнивающую (или направительную).

Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между  членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально  заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны.

 

Милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других. Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием.

 

1.3 Понятия стресса.

Существует множество  определений понятия "стресс" - физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека (или животного) под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращения сердца, повышается свёртываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

 

    1. Физиологические (ВО) и психологические проявления стресса.

 

Различают физиологические  и психологические стрессоры. К  физиологическим относятся болевые  воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость  принятия решения, ответственность  за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как  реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма  психологические стрессы, которые  подразделяются на информационные (возникают  в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в  конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Нервная регуляция метаболизма  в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем  вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько  нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха .

 Соответственно на  начальных этапах стресса первым  повышается активность симпатического  отдела, и в результате сердце  бьется сильнее, дыхание учащается,  мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать  холодный пот. Если стресс продолжается  достаточно долго (а также при  ограниченных запасах адаптационной  энергии или «слабом» типе  высшей нервной деятельности  человека) активируется парасимпатический  отдел, что сопровождается слабостью,  падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными  расстройствами.

Психическим проявлениям  синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено  наименование психологический стресс Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих  работах определяли его как реакцию  человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение  было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как  реакция, но как процесс, в котором  требования среды рассматриваются  личностью, исходя из ее ресурсов и  вероятности разрешения возникающей  проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции  на стрессовую ситуацию [4].

 Помимо термина «психологический  стресс» в литературе также  применяется термин «эмоциональный  стресс» и «психоэмоциональный  стресс». Различные исследователи  (социологи, психологи, физиологи,  психиатры) вкладывают свой смысл  в этот термин, что, конечно  же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Организация  и проведение исследования.

Описание  методики

 Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой, Ильиным Е. П.

Методика обработки теста  Кейрси представляется следующим образом: вначале осуществляют подсчет сырых  баллов по каждой из 8 шкал. Для парных шкал {J - P; T - F; S - N} максимальные значения составляют по 20 баллов, для шкал E, I – по 10 баллов.

После подсчета сырых баллов в каждой паре альтернативных шкал производится  выбор той, по которой  получено максимальное число баллов. Для определения степени  выраженности у испытуемого личностных характеристик  соответствующего психологического типа и степени соответствия его индивидуального  портрета типовому,  по каждой шкале  подсчитывается характеристика  “яркости”:   по  шкалам  {J-P;  T-F;  S-N}  от максимального значения сырых баллов отнимается 10, а по шкалам E, I подсчет производится по формуле

(АBS(E-I) - 5) х 2  (1).

В зависимости от “яркости”, степень соответствия личностных свойств  типологической характеристике составляет (Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова  И.М., 1994):

n  от  1  до  3:

          60%

n  от  4  до  8:

          85%

n  от  8  до  10:

          95%


При подсчете арифметичеcкой  суммы яркостей по всем  шкалам определяется  обобщенная характеристика – суммарная  яркость выраженности психологического типа, согласно которой обследуемые  разделяются на “неярких” (яркость  выраженности не превышает 20)  и “ярких” (от 20 до 40). У “ярких” представителей психологического  типа обнаруживается высокая степень соответствия их личностных характеристик усредненному типологическому портрету, а также  устойчивость типологической принадлежности  по времени. 

Для практических целей  при обработке результатов группового тестирования применяется сочетание  описанного выше способ обработки теста  Кейрси и  оценки  профиля психологического типа с помощью биполярных шкал, образованных из пары противоположных  однополюсных шкал – оппонентных  функций (например, один полюс шкалы  – экстраверсия, другой полюс –  интроверсия). Оценка проекции профиля  психологического типа на биполярную шкалу производится следующим образом: из измеренного по тесту значения типологической функции, соответствующей  правому полюсу шкалы, вычитается значение оппонентной функции. В случае, если значения оказываются равны, проекция соответствует 0 (центру шкалы). Как  правило, это свидетельствует о  проблемах психологической адаптации, связанных с данной парой типологических функций и обозначается как адаптивная типологическая перестройка (АТП). В  качестве градаций степени выраженности АТП мы предлагаем рассматривать:     

  (1) нивелирование, когда  значения оппонентных функций  равны; 

  (2)  сближение, когда  их разность не превышает 2 сырых баллов.

Опросник  Кейрси  (Приложение 1).

Опросник "Инвентаризация симптомов стресса"  (Приложение 2)

 

 

2.2 Результаты  экспериментального исследования

Опросник "Инвентаризация симптомов стресса" 

Методика позволяет развить  наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты  их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Обработка и интерпретация  результатов. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом цвете.

31-45 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

45-60 баллов. Ваша жизнь – непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни может быть приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Всё утечет как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добить максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофёр, который жмёт одновременно на газ, и на тормоз. Поменяйте свой жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были проанализированы профессионально  важные качества по подготовке специалистов по управлению персоналом.

Поставленная  задача была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сандомирский М.Е. Психосоматика (практическое руководство) – М.: КЛАСС, 2005
  2. Методические указания
  3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2003
  4. Психодиагностика стресса. – СПб.; Питер, 2009. – 336 с.:- (Серия практикум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1). В компании (на  вечеринке) вы:

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев

б) общаетесь с немногими  – вашими знакомыми

2) Вы человек скорее:

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный

3). Как по-вашему, что хуже

а) «витать в обликах»

б) придерживаться проторенной  дорожки

4). Вы более  подвержены влиянию:

а) принципов, законов

б) эмоции, чувств

5). Вы более  склонны

а) убеждать

б) затрагивать чувства

6). Вы предпочитаете  работать

а) выполняя все точно  в срок

б) не связывая себя определенными  сроками

7). Вы склонны  делать выбор

а) довольно осторожно

б) внезапно импульсивно

8). В компании (на  вечеринке) вы

a) остаетесь допоздна, не  чувствуя усталости

б) быстро утомляетесь и  предпочитаете пораньше уйти

9). Вас бoлee привлекают

а) здравомыслящие люди

б) люди с богатым воображением

10). Вам интереснее

а) то что происходит в  действительности

Информация о работе Физиологические (ВО) и психологические проявления стресса