Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа
Краткое описание
Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
Содержание
Введение………………………….…………………………..….……3 Исторический обзор……………………….….………………..…….5 Нейрофизиологические предпосылки и патогенетические механизмы развития психосоматических расстройств….…..…….9 Предмет и задачи психофизиологии……………………………13 Определение психофизиологии Проблемы соотношения мозга и психики Современные представления о соотношении психического и физиологического Системные основы психофизиологии……………………………..25 Функциональная система как физиологическая основа поведения Межнейронное взаимодействие и нейронные сети Системный подход к проблеме "мозг — психика" Заключение………………………………….……………………....38 Список литературы…………………………………………………39
Необычная импульсация, поступающая
из внутренних органов в ЦНС, усиливает
эти ощущения, что, в конечном счете, приводит
к формированию патологического состояния.
Негативные эмоции висцерального происхождения,
таким образом, как бы подкрепляются личностными
реакциями этих больных на тот или иной
симптом или состояние организма в целом.
Повторение психотравмирующих воздействий
астенизирует нервную систему, кора становится
чувствительной к внешним воздействиям
и интероцептивным сигналам. Поэтому появление
соматических ощущений может быть вызвано
не только психогенным влиянием как таковым,
но и любой незначительной соматической
вредностью или даже обычной работой внутренних
органов. Сформировавшийся очаг патологическойимпульсации
обрастает нейрогуморальными связями
с теми или иными системами организма.
В этом процессе ключевым звеном
является, пожалуй, долговременная память.
Центром эмоций, мотивации и
памяти, как известно, является лимбическая
система (ЛС). ЛС в то же время – это одна
из надсегментарных вегетативных структур.
Гипоталамус, входящий в ее состав, отвечает
за регуляцию как ВНС, так и эндокринного
звена, в нем находятся центры агрессии,
пищевой и половой центры. Таким образом,
ЛС – это высшая интегративная структура
ЦНС, основной функцией которой является
согласование эмоциональной реакции и
ее нейровегетативного и нейроэндокринного
обеспечения.
ЛС – это еще и центр памяти.
Долговременная память – это всегда эмоциональная
память. Чем ярче эмоции, тем больше вероятность
активации следа памяти в дальнейшем.
По выражению А. д'Обинье, "у страха хорошая
память". Пережитое человеком стрессовое
состояние закрепляется в долговременной
памяти. На основе механизмов реверберации
возбуждения и долговременной постсинаптической
потенциации пережитое состояние паники,
страха, ужаса сохраняется в виде "следов
памяти" (энграмм).
Особое значение для развития
психосоматических расстройств получает
в итоге запас уже сложившихся энграмм.
Например, пароксизмы синусовой тахикардии
с ощущением удушья и страха смерти возникают
при снижении настроения или переутомления
у больной с аналогичным эпизодом на фоне
послеродового эндометрита в прошлом.
Подлинной причиной рецидива нередко
становится лишь "воскрешение" соответствующей
симптоматики вследствие оживления следов.
Чем острее было чувство опасности для
жизни и здоровья, тем больше вероятность
воспроизведения развернутой клинической
картины по типу депрессии или ее соматического
эквивалента.
Ведущая роль в формировании
долгосрочной памяти принадлежит не столько
действительной тяжести соматического
страдания, сколько вызванных им или случайно
совпавших душевных переживаний. Первостепенным
фактором, обусловливающим преимущественную
локализацию психосоматических расстройств,
становится страх смерти, испытанный хотя
бы раз в жизни, испытанный в связи с каким-либо
заболеванием.
Возникает вопрос:
"Чем обусловлен выбор того или иного
органа?"
Центром тяжести психосоматического
страдания оказывается всегда орган, наиболее
уязвимый и важный для жизнедеятельности
организма в представлении индивида. "Выбор
органа" свидетельствует практически
о преимущественной направленности защитно-приспособительных
механизмов, вызывающих известный повреждающий
эффект по мере нарастания дезинтеграции
в стрессовых ситуациях.
Инициатива в выборе органа
принадлежит всегда корковым связям, влияющим
на эмоциональные подкорковые аппараты
и программирующим степень вовлечения
тех или иных органов в стрессовую ситуацию.
Какой именно эффекторный путь окажется
предпочтительнее для выхода на периферию
эмоционального возбуждения, зависит,
в конечном счете, от особенностей данной
эмоции, от особенностей нервной конституции
человека и от всей истории его жизни.
Очаг психической импульсации
стыкуется с соматическими системами
организма и образует устойчивую функциональную
систему, патологическую в своей основе,
но одновременно и защитную, поскольку
она является частью механизмов гомеостаза
в рамках измененного болезнью существования
и приспособления организма к патопластическому
воздействию фиксированного переживания.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Психофизиология
(психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая
на стыке психологии и физиологии, предметом
ее изучения являются физиологические
основы психической деятельности и поведения
человека.
Термин
"психофизиология" был предложен
в начале XIX века французским философом
Н.Массиасом и первоначально использовался
для обозначения широкого круга
исследований психики, опиравшихся
на точные объективные физиологические
методы (определение сенсорных порогов,
времени реакции и т.д.).
Психофизиология — естественнонаучная
ветвь психологического знания, поэтому
необходимо определить ее положение по
отношению к другим дисциплинам той же
ориентации:
физиологической психологии;
физиологии высшей нервной
деятельности;
нейропсихологии.
Наиболее близка к психофизиологии
— физиологическая психология, наука,
возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной
психологии. Термин "физиологическая
психология" был введен В. Вундтом для
обозначения психологических исследований,
заимствующих методы и результаты исследований
у физиологии человека. В настоящее время
физиологическая психология понимается
как отрасль психологической науки, изучающая
физиологические механизмы психической
деятельности от низших до высших уровней
ее организации (см. Психологический словарь,
1996). Таким образом, задачи психофизиологии
и физиологической психологии практически
совпадают, и в настоящее время различия
между ними носят в основном терминологический
характер.
Однако был период в истории
отечественной психофизиологии, когда
терминологические различия были
использованы для того, чтобы
обозначить продуктивность складывающегося
в физиологии функционально-системного
подхода к изучению психики
и поведения человека. Выделение
психофизиологии как самостоятельной
дисциплины по отношению к
физиологической психофизиологии
было проведено А.Р. Лурией (1973).
Согласно представлениям А.Р. Лурии,
физиологическая психология изучает
основы сложных психических процессов
— мотивов и потребностей, ощущений
и восприятия, внимания и памяти,
сложнейших форм речевых и
интеллектуальных актов, т.е. отдельных
психических процессов и функций.
Она образовалась в результате
накопления большого объема эмпирического
материала о функционировании
различных физиологических систем
организма в разнообразных психических
состояниях.
В отличие от физиологической
психологии, где предметом является
изучение отдельных физиологических
функций, предметом психофизиологии,
как подчеркивал А.Р. Лурия, служит
поведение человека или животного.
При этом поведение оказывается
независимой переменной, тогда как
зависимой переменной являются
физиологические процессы. По Лурии,
психофизиология — это физиология
целостных форм психической деятельности,
она возникла в результате
необходимости объяснить психические
явления с помощью физиологических
процессов, и поэтому в ней
сопоставляются сложные формы
поведенческих характеристик человека
с физиологическими процессами
разной степени сложности (см. Хрестомат.
1.1), (см. Хрестомат. 1.2).
Истоки этих представлений можно
найти в трудах Л.С. Выготского,
который первым сформулировал необходимость
исследовать проблему соотношения психологических
и физиологических систем, предвосхитив,
таким образом, основную перспективу развития
психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).
Теоретико-экспериментальные основы
этого направления составляет
теория функциональных систем
П.К. Анохина (1968), базирующаяся на
понимании психических и физиологических
процессов как сложнейших функциональных
систем, в которых отдельные механизмы
объединены общей задачей в
целые, совместно действующие комплексы,
направленные на достижение полезного,
приспособительного результата. С
идеей функциональных систем непосредственно
связан и принцип саморегуляции физиологических
процессов, сформулированный в отечественной
физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго
до появления кибернетики и открывший
совершенно новый подход к изучению физиологических
механизмов отдельных психических процессов.
В итоге развитие этого направления в
психофизиологии привело к возникновению
новой области исследований, именуемой
системной психофизиологией (В.Б. Швырков,
1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует
обсудить соотношение психофизиологии
и нейропсихологии.
По определению, нейропсихология
— это отрасль психологической
науки, сложившаяся на стыке нескольких
дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии,
неврологии), физиологии, — и направленная
на изучение мозговых механизмов
высших психических функций на
материале локальных поражений
головного мозга. Теоретической
основой нейропсихологии является
разработанная А.Р. Лурией теория
системной динамической локализации
психических процессов.
Наряду с этим, в последние
десятилетия появились новые
методы (например, позитронно-эмиссионная
томография), которые позволяют исследовать
мозговую локализацию высших
психических функций у здоровых
людей. Таким образом, современная
нейропсихология, взятая в полном
объеме своей проблематики, ориентирована
на изучение мозговой организации
психической деятельности не
только в патологии, но и в
норме. Соответственно этому круг
исследований нейропсихологии расширился;
появились такие направления, как
нейропсихология индивидуальных
различий, возрастная нейропсихология
(см. Хрестоматия по нейропсихологии, 1999).
Последнее фактически приводит к стиранию
границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Наконец, следует указать на соотношение
физиологии ВНД и психофизиологии.
Высшая нервная деятельность (ВНД)
— понятие, введенное И.П. Павловым,
в течение многих лет отождествлялось
с понятием "психическая деятельность".
Таким образом, физиология высшей
нервной деятельности представляла
собой физиологию психической
деятельности, или психофизиологию.
Хорошо обоснованная методология
и богатство экспериментальных
приемов физиологии ВНД оказали
решающее влияние на исследования
в области физиологических основ поведения
человека, затормозив, однако, развитие
тех исследований, которые не укладывались
в "прокрустово" ложе физиологии
ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая
"Павловская сессия", посвященная
проблемам психологии и физиологии. На
этой сессии речь шла о необходимости
возрождения Павловского учения. За уклонение
в сторону от этого учения резкой критике
подвергся создатель теории функциональных
систем П.К. Анохин и некоторые другие
видные ученые.
Последствия Павловской сессии
оказались весьма драматичны и для
психологии. Вначале 50-х гг. ХХ в. имело
место насильственное внедрение Павловского
учения в психологию. По утверждению А.В.
Петровского (1967), фактически наблюдалась
тенденция к ликвидации психологии и замене
ее Павловской физиологией ВНД.
Официально положение дел изменилось
в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное
совещание по философским вопросам
физиологии высшей нервной деятельности
и психологии.
Оно было вынуждено констатировать
существенные изменения, которые
произошли в науке в послевоенные
годы. Кратко характеризуя эти
изменения, необходимо подчеркнуть
следующее.
В связи с интенсивным развитием
новой техники физиологического
эксперимента, и прежде всего
с появлением электроэнцефалографии,
стал расширяться фронт экспериментальных
исследований мозговых механизмов
психики и поведения человека
и животных. Метод ЭЭГ дал возможность
заглянуть в тонкие физиологические
механизмы, лежащие в основе психических
процессов и поведения. Развитие
микроэлектродной техники, эксперименты
с электрической стимуляцией
различных образований головного
мозга с помощью вживленных
электродов открыли новое направление
исследований в изучении мозга.
Возрастающее значение вычислительной
техники, теории информации, кибернетики
и т.д. требовали переосмысления
традиционных положений физиологии
ВНД и разработки новых теоретических
и экспериментальных парадигм.
Благодаря послевоенным новациям
существенно преобразилась и
зарубежная психофизиология, которая
до этого на протяжении многих
лет занималась исследованием
физиологических процессов и
функций человека при различных
психических состояниях (Хэссет, 1981).
В 1982 г. в Канаде состоялся Первый
международный психофизиологический
конгресс, на котором была создана Международная
психофизиологическая ассоциация и учрежден
журнал "Международный журнал психофизиологии"
(International Journal of Psychophisiology).
Интенсивному развитию психофизиологии
способствовал и тот факт, что
Международная организация по
исследованию мозга провозгласила
последнее десятилетие ХХ в. "Десятилетием
мозга". В рамках этой международной
программы проводились комплексные исследования,
направленные на интеграцию всех аспектов
знания о мозге и принципах его работы.
Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ
РАН был создан Международный исследовательский
центр нейробиологии сознания "Светлое
пятно".
Переживая на этой основе период
интенсивного роста, наука о мозге,
и в том числе психофизиология,
вплотную подошла к решению
таких проблем, которые ранее
были недоступны. К их числу
относятся, например, физиологические
механизмы и закономерности кодирования
информации, хронометрия процессов
познавательной деятельности и
др.