Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:38, курсовая работа
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Введение
1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника
1.2 Особенности самооценки младшего школьника
2. Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника
2.1 Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника
2.2 Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
2.3 Основные пути формирования самооценки младшего школьника
Заключение
Список литературы
Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:
- принцип меры;
- принцип системы.
В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.[5;63]
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.[19;76] Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела ребёнка также способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.
Возможность оценить себя положительно детям дают:
- игра;
- разнообразные действия с предметами;
- исследование и
- слушание музыки и сказок;
- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
- возможность задавать вопросы и делать выбор.[30;67]
Причем родители, по утверждению М. Феннел, должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе. Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.[30;74]
Выбор помогает детям:
- почувствовать себя
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:
- как можно чаще называть ребёнка по имени;
- хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
- не подгонять и торопить ребёнка.[30;76]
По мнению Т.Е. Виленской, занятия физической культурой повышают не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.[9;54]
Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей уверенности в себе.[9;58]
Формирование в человеке адекватной самооценки требует от общества постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребёнка в процессе онтогенеза, так как без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.[30;12]
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.
Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.[16;49]
При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и со взрослыми.
По мнению М. Феннел, иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.[30;87]
По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.[30;14]
Для поддержания планки на достойной высоте следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащихся своих действий. Однако роль родителей в формировании адекватной самооценки ребёнка младшего школьного возраста не менее важна, чем роль педагога, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В сущности, самооценка – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.
Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию
самооценки должна
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам
снятия мышечного и
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям
возможность оценить себя
- предоставлять детям возможность делать выбор.
Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.
Заключение
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
По мнению М. Феннел, существуют две главные причины формирования низкой самооценки: первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые были заимствовали у родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым ребёнок проводит наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, всё это передается детям через поведение и реакции. Если родители считают себя, в каком бы то ни было смысле, неполноценными и подчинёнными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся фактами опыта детей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.
Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. К. Аспер, Ю.С. Ерофеев утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.
Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако, по мнению Д.В. Ершова, в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Если завершив какую-либо работу, учащийся оценивает её – по заданию учителя или самостоятельно, то такая самооценка «обращена в прошлое», к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; её можно назвать прогностической.
Информация о работе Формирование адекватной самооценки младшего школьника