Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков из обеспеченных семей.
Задачи исследования:
1. Описать коммуникативные навыки как социально-психологическое явление.
2. Выделить особенности формирования личности подростка.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей 4
1.1 Коммуникативные навыки как социально-психологическое явление. 4
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Особенности формирования личности в обеспеченной семье 23
1.4 Средства формирования коммуникативных навыков 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей 4
1.1 Коммуникативные навыки как социально-психологическое явление. 4
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Особенности формирования личности в обеспеченной семье 23
1.4 Средства формирования коммуникативных навыков 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Актуальность. В настоящее время проблема коммуникаций у детей из обеспеченных семей стоит наиболее остро. Доступность малого бизнеса увеличила средний доход населения, а наличие в семье денег влияет на формирование личности ребёнка, наряду с такими факторами, как полная-неполная семья, особенности семейных отношений, круг общения ребёнка и т.д.
На этапе формирования личности наиболее важен личный опыт, а его получению способствуют коммуникации, формирование которых зависит в первую очередь от семьи и отношений в ней.
Проблема формирования коммуникативных навыков у подростков на протяжении долгого времени является значимым, но недостаточно изученным направлением психолого-педагогического знания.
Этой проблемой занимались А.В. Батаршев, С.В.Комарова, Н.И. Базарская, А.А. Брудный.
Проблема исследования заключается в определении необходимых коммуникативных навыков у подростков из обеспеченных семей, и выявление средств их формирования.
Обозначенные актуальность и проблема исследования определили тему работы: формирование коммуникативных навыков у подростков из обеспеченных семей.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у детей.
Предмет исследования - средства формирования коммуникативных навыков у детей из финансово благополучной семьи.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков из обеспеченных семей.
Задачи исследования:
Методы исследования - анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, четырёх параграфов, заключения и списка литературы.
Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Общение
– сложный процесс
Коммуникационный
процесс представляет собой необходимую
предпосылку становления и
Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации.
Коммуникация процесс двойственного развития или обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась.
Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Структура общения по Г. М. Андреевой [1]:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.
Функции общения (по Б.Ф. Ломову) [13]:
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).
Виды коммуникации:
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика
(интонация, паузы,
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз).
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Часто невербальное общение помогает получить информацию:
- о признаках
принадлежности человека к
- о физическом и психологическом состоянии человека,
- об эмоциональном
отношении человека к чему-
- о возможных вариантах поведения человека,
- о степени воздействия на человека тех или иных события,
- о психологическом климате в группе.
Вначале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но, для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров.
При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны. При этом большинство людей относится к языку как к воздуху – пользуется им, не замечая его. Язык часто опережает мысли или вообще не подчиняется им. Слово может «сорваться», человек может «ляпнуть» что-то или постоянно «трепать языком», почти не задумываясь о том, что создает этим определенные установки у окружающих, подталкивает их к конкретным реакциям и конкретному поведению – «как аукнется, так откликнется».
И отклик
этот при грамотном пользовании
словами вполне можно прогнозировать
заранее и даже формировать. Этим
искусством владеют люди, умеющие
быть убедительными и эффективными
в человеческих отношениях, будь то
диалог двух сослуживцев, или выступление
президента страны по телевидению. Конечно,
для этого нужно владеть языком
несколько лучше Эллочки-
Но на
каждом этапе коммуникации возникают
барьеры, препятствующие её эффективности,
причем в первую очередь те, которые
присущи исключительно
Очень часто
возникающая иллюзия
Индивидуальные расхождения людей в их системе ценностей и потребностей часто не позволяют найти общий язык даже при обсуждении таких универсальных категорий, как добро и зло. Кросскультурные различия делают неподготовленного европейца в азиатском или арабском мире едва ли не марсианином, заставляя его переживать настоящий культурный шок. Социо-культурные принадлежности и т. д. В жизни приводят к классическому конфликту Золушки – уже через несколько дней после свадьбы выясняется, что Принц совершенно чужой ей человек, с которым их разделяет пропасть интересов, привычек, привязанностей, знакомств, жизненных устремлений. Любящие, как известно, это не те, кто смотрит друг на друга, а те, кто смотрит в одном направлении.
Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен ошибками или сбоями в кодировании информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных, политических, профессиональных и возрастных различий.
Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличие от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы как стиль, контекст и подтекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей ситуацией общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться вербально, а только подразумеваться. Например, сообщение мужа о предстоящем ему завтра ответственном выступлении, хватает его жене для того, чтобы привести в порядок его деловой костюм.
Язык
не только одного народа, но и одной
социальной группы отличается от языка
другой группы. Буквально за несколько
последних лет мы стали свидетелями
появления нового социального диалекта
– гнусавых интонаций и оттопыренных
пальцев новых русских
В ряде языков есть не только единственное и множественное, но и двойственное число (Я+ТЫ). В некоторых есть средний род, а в английском, например, существительные не имеют даже мужского и женского, у северных народов есть по три десятка слов, обозначающих разное состояние снега и разные породы оленей, тогда как нам для этого хватает и одного-двух слов. Индейцы говорят о себе в третьем лице, полностью отождествляя себя с племенем, а короли о себе во множественном числе. Все это – коммуникативные знаки языка, иногда делающие действительно невозможным перевод с одного языка на другой, в особенности, когда речь идет об идиоматике и культурных реалиях, не имеющих аналога в другой культуре. Попробуйте перевести на любой язык, сохранив реалии нашей жизни такую фразу: «таежный мужик в колхозе на завалинке играет на балалайке».
Б. Заходер говорил, что с одного языка на другой моно не перевести, а перевезти – перевезти одну страну в другую со всей ее культурой, традициями и менталитетом. Непонимание этого часто не только затрудняет общение, но вызывает длительные конфликты. Православные крестятся справа налево, а католики наоборот, дружно считая это достаточным поводом для раздоров.
Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг, воровской жаргон и т.д. Коммуникативная функция всех этих «языков в языках» одна – если ты не «ботаешь по этой фене», ты не будешь принят данным социумом как свой. Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-разному окрашенных синонимов, целых оборотов и грамматических форм: разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или художественных.
Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.Большинство из нас не отдает себе отчета в значении невербалики, привычно думая, что большую часть информации мы получаем благодаря словесно-знаковой системе – языку. Во многом это связано с традициями западной культуры, в значительной степени основанной на поклонении логике, логическом мышлении и сознании, выражать которое адекватно может только дискретная (лингвистическая) модель, а не образы, например. В восточных культурах картина иная. В. Налимов, автор «Спонтанности сознания» проанализировал в этой связи иную модель познания мира – неязыковую, основанную, в частности, на философии дзена, позволяющей пережить глубокое восприятие мира и себя в нем без помощи приемов языка и формальной логики, уйти от слов к смыслу.
Информация о работе Формирование коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей