Формирование коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков из обеспеченных семей.
Задачи исследования:
1. Описать коммуникативные навыки как социально-психологическое явление.
2. Выделить особенности формирования личности подростка.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей 4
1.1 Коммуникативные навыки как социально-психологическое явление. 4
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Особенности формирования личности в обеспеченной семье 23
1.4 Средства формирования коммуникативных навыков 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вариант 972651 - копия.docx

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Вообще  говоря, любые невербальные средства коммуникации – это знаки, несущие  определенную информацию. Э. Берн называл  их «футболками с надписями», которые  так или иначе мы носим. Может  быть, вы полагаете, что у вас нет  такого сообщения на груди или  спине? Хмурый неулыбчивый мужичина в строгом пиджаке с резким голосом и тяжелой походкой так  же ярко сверкает своей надписью «лучше делайте, как я говорю», как и  человек с вечно опущенными плечами  и уныло озабоченной физиономией  – своей надписью «смотрите, как  мне не везет». Когда вы, пусть  и впервые, встречаетесь с кем-нибудь из них, вы автоматически выбираете  соответствующую линию поведения (в зависимости, конечно, от основной надписи на вашей собственной  футболке): начать лебезить или натянуть боксерские перчатки при встрече  с первым и соболезновать или  пинать - встретив второго.


1.2 Психологические особенности подросткового возраста

В юношеском  возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс  запоминания постепенно сводится к  мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого  материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется. 

Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки  стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и  самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы. Им легко  дается способность делать общие  выводы на основе частных посылок  и, напротив, переходить к частным  умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип  мышления). Бурное развитие и становление  абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность  оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко  усваиваются. Одновременно наблюдается  интеллектуализация всех остальных  познавательных процессов. Данный феномен, у юношей выступает более рельефно, что обусловлено спецификой гендерных психических различий. Нередко актуализация данной потребности проявляется в т.н. "юношеском философствовании". Последнее характеризуется стремлением юношей к мудрствованию, философским рассуждениям на темы добра и зла, религии, переустройства общества на фоне выраженной юношеской иронии, служащей средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных норм, правил и знаний.

Учитывая, что в раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, юноши начинают увлекаться чтением фантастической и философской литературы, при этом их восприятие прочитанного носит излишне эмоциональный характер, а высказываемые автором идеи часто принимаются с недостаточной долей критики. Указанные феномены лежат в основе того, что в подростковом и юношеском возрасте часто возникает любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект, а также носителей психоделической культуры (например, лиц употребляющих наркотические вещества).

Развитие  письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать  мысли, передавать собеседнику при  помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира". Именно в  этом возрасте они чаще всего начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.

Бурный  рост сознания и самосознания приводит к расширению сферы осознаваемого  и углублению знаний о себе, людях  и окружающем мире. Следствием этого  является изменении мотивации основных видов деятельности: те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую  роль, например, игра, начинают себя изживать и отождествлять на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития. 

Рост  самосознания, определяет рост требований лиц юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе, усиление степени их критичности и самокритичности, повышения требований к моральному облику и нравственным качествам  своего микроокружения. Последнее, особенно характерно для девушек. 

В самооценке лица юношеского возраста охотнее высказываются  о своих недостатках, чем о  добродетелях. И девушки и юноши  отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие  самооценки: "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю  в беде", то есть на первый план выступают  те качества, которые важны для  установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения. 

В общении, у юношей и девушек формируются  коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми  людьми, добиваться их расположения и  взаимопонимания, достигать поставленных целей. 

В процессе трудовой деятельности свое развитие получает профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление  тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. 

В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни  в частности. В результате у них  формируются не только убеждения  и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию. 

Высокий уровень самосознания побуждает  юношей и девушек систематизировать  и обобщать свои знания о себе, что  в свою очередь, приводит к самоопределению  через самовоспитание. Последнее  проходит через ряд психологических  препятствий, свойственных данному  возрастному периоду:

  1. стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;
  2. чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему ("Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить");
  3. стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
  4. желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Таким образом, центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.

В связи  с тем, что в юношеском возрасте групповые контакты обычно предполагают борьбу за положение и авторитет, наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст  характеризуется напряженным поиском  дружбы как избирательной, прочной  и глубокой эмоциональной привязанности.

Лица  подросткового возраста уже хорошо разграничивают дружбу и товарищество. Дружеские отношения характеризуются большой избирательностью и устойчивостью к внешним, ситуативным факторам. Последнее объясняется общим повышением с возрастом стабильности интересов и предпочтений, а также развитием интеллекта, в результате чего повышается способность ребенка интегрировать противоречивую информацию, отодвигая частности на задний план. Именно по этой причине, в сфере межличностных отношений, юноши и девушки гораздо терпимей и пластичней по сравнению с лицами младшего возраста. 

Дружба  является формой эмоциональной привязанности. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов. Являясь по своей природе полифункциональной, юношеская дружба характеризуется многообразием форм: от простого совместного время препровождения до глубочайшей самораскрытия. 

Юношеская дружба как первая, самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, не только предвосхищает  любовь, но отчасти включает ее в  себя. При этом в ее структуре  доминирует потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия.

Одна  из самых распространенных коммуникативных  проблем юношеского возраста - застенчивость. Отчасти она обусловлена глубинными личностными свойствами, например, интроверсией, а отчасти неудачным  опытом публичных выступлений или  межличностных контактов. Подобно  пониженному самоуважению, с которым  она тесно связана, застенчивость  лимитирует социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения - алкоголизма, психосексуальных трудностей. Благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолевать застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую помощь.

Трудности коммуникативного характера проявляются  в юности особенно резко и накладывают  отпечаток на последующее развитие личности. Грубое, бесцеремонное вторжение  во внутренний мир юноши, для которого его коммуникативные качества исключительно  важны, абсолютно недопустимо.

Бурный  темп полового созревания юношей приводит к описанной З. Фрейдом разобщенности  чувственно-эротического и нежного  влечения. Последнее особенно характерно для юношей, у которых половое  созревание и влияние стереотипа маскулинности превалирует над развитием тонких коммуникативных качеств. Юношеская мечта о любви выражаясь, прежде всего, в жажде эмоционального контакта и понимания нередко приводит к тому, что объект юношеской любви часто идеализируется и на него не переносится чувственно-эротическое желание.

Любовь  предполагает большую степень интимности, чем дружба, т.к. сочетание духовного  общения с сексуальной близостью  допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. В  связи с упрощением взаимоотношений  между юношами и девушками, современный  ритуал ухаживания отличается нормативной  неопределенностью. Последняя вызывает у лиц юношеского возраста закономерную озабоченность ритуальной стороной ухаживания. Именно по этой причине, возникновение психосексуальных трудностей становится одной из главных причин юношеского одиночества.


1.3 Особенности формирования личности в обеспеченной семье

Обеспеченная  семья — это семья, суммарный доход в которой составляет более 90 тыс. рублей (Министерство финансов, на июнь 2012), приобретение материальных благ требует малых временных затрат и отнимает небольшую часть бюджета семьи, приоритеты семьи зависят только от качества и личных предпочтений, а не от финансовой стороны вопроса.

Так как  формирование личности проходит в подростковом возрасте, важно обозначить и это  определение.

Подростковый  возраст — это стадия формирования личности, которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет  серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек  растет количество эстрогенов, у мальчиков  — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных  случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Информация о работе Формирование коммунуникативных навыков у детей из обеспеченных семей