Фототерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:29, реферат

Краткое описание

Фотографирование связано с выбором разных объектов, ракурсов и моментов съемки и, следовательно, независимо от его связи с конкретными техниками, может являться одним из факторов развивающего воздействия на функции, как мышление, память и внимание.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3

II. Фотография как метод психокоррекции памяти,

внимания, мышления……………………………………………………….4

2.1. Определение фототерапии ………………………………………………..4

2.2. Различные варианты использования фотографии в психотерапии…..7

2.3.Техники фототерапии, применяемые в психокоррекции памяти,

внимания, мышления………………………………………………………..11

III. Выводы……………………………………………………………………….17

IV. Литература…………………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

контр опоср психотерапия.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)


3

 

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3

II. Фотография как метод психокоррекции памяти,

      внимания, мышления……………………………………………………….4

2.1. Определение фототерапии ………………………………………………..4

2.2. Различные  варианты  использования  фотографии  в психотерапии…..7

2.3.Техники фототерапии, применяемые в психокоррекции памяти,

      внимания, мышления………………………………………………………..11

III. Выводы……………………………………………………………………….17

IV. Литература…………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

   

      Несмотря на сравнительно длительное существование искусства фотографии, ее применение с  развивающими  целями до последнего времени было редким.  Известны лишь единичные  публикации, в которых описывается практика использования  фотографии в интересах оздоровления, психотерапии и реабилитации. Однако при правильном использовании  фотография может стать составной частью весьма эффективной здоровьесберегающей технологии. Учитывая  доступность фотографии  для детей и взрослых, можно  сделать ее ценным инструментом работы практических психологов и врачей-психотерапевтов.

    Значительные возможности варьирования форм и вариантов проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их в работе с людьми с самыми разными потребностями и уровнем развития, начиная с детей 3-4 лет и заканчивая взрослыми и лицами преклонного возраста.

Фотография может быть средством самовыражения и самопознания, социализации,  принося значительную пользу психическому и физическому здоровью самых разных людей. 

       Фотографирование связано с выбором разных объектов, ракурсов и  моментов съемки и, следовательно, независимо от его связи с конкретными  техниками, может являться одним из факторов развивающего воздействия  на функции, как мышление, память и внимание. Такое воздействие будет особенно  значимым при использовании фотографии с детьми или взрослыми  с ограниченными или сниженными познавательными возможностями  или неврологическими нарушениями.

 

 

 

 

 

II. Фотография как метод психокоррекции памяти, внимания, мышления.

2.1. Определение фототерапии

 

       Фототерапия связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основным содержанием фототерапии, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т. д.

Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людьми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы). Такое воздействие в какой-то мере может иметь место и при занятиях в группах художественной фотографии и при проведении разного рода обучающих или развивающих программ [2].

     Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фотография, таким образом, является видом изобразительного искусства, что, с одной стороны, делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьированием их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии — с трансформацией и корректировкой образов.

      Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями — выбирать из нее то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность (сюрреальность), которая невидима физическим зрением.

      В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится своеобразным «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям, фотография может приносить удивительное ощущение свободы, возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, которое переживает во время игры ребенок.

       По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию и формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Все это обусловливает тесную связь фотографии со сценическим искусством, а также возможность использования представлений и техник современной драматерапии применительно к терапевтической фотографии.

   Фотографирование часто связано с саморепрезентацией — представлением себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории, и хотя мы часто не осознаем, в какой мере при этом наши внешность и поведение изменяются, а «сценарий» разыгрываемой перед фотоаппаратом драмы нам неведом, в это время все равно происходит нечто, напоминающее мини-спектакль, воздействие которого и на его участников, и на зрителей порой весьма значительно. В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени тела и опыт его покоя и движения. Мы можем  увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе вызванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также нашим пребыванием в той или иной среде. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», пластического выражения чувств и потребностей и получения нового телесного опыта и его интеграции. В терапевтическом же контексте это позволяет использовать фотографию в сочетании с техниками телесноориентированной и танцедвигательной терапии и привлечь заложенные в них теоретические представления для обоснования механизмов исцеляющего воздействия фотографии.

         Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зрительных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Все это заставляет признать повествовательный элемент фотографии очень важным и имеющим большое значение для достижения терапевтических эффектов. Данное обстоятельство можно также учесть при проведении фототерапевтических занятий, предлагая их участникам либо сочинить на основе фотографий различные истории в форме рассказов, притч или сказок, либо создать своеобразные мини-сценарии, позволяющие обозначить основных действующих персонажей, их поступки, то, что могло предшествовать изображенному на фотографии событию и что может за ним последовать.

 

    Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников [2].

 

2.2. Различные  варианты  использования  фотографии  в психотерапии

 

       Фотография может использоваться однократно или в особенности на определенных этапах работы, когда у клиента или участников группы возрастает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, достичь более тесного контакта с реальностью, несколько дистанцироваться от чувств, получить зримое подтверждение произошедшим в них изменениям, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. Эти потребности могут иметь временный характер, и после всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к использованию других средств и материалов. Специалист при этом должен по возможности разобраться в том, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и если окажется, что обращение к ней связано со значимыми тенденциями развития, он может более активно поддержать их интерес к работе.

    При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию

фотографии, они могут применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предлагать им полную свободу действий и, следуя принципам недирективного подхода, обеспечивать оптимальные условия для работы и фасилитировать выражение чувств, либо предложить им определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.

      Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.

В двух последних случаях, однако, допустимо и полезно дополнять фотографию иными материалами и средствами: это предоставляет дополнительные творческие возможности. За редким исключением ведущему группы следует быть готовым к тому, что потребности группы и ее отдельных членов будут меняться и что у них будет появляться желание использовать иные, помимо фотографии, материалы и средства. В силу своей  контролирующей роли фотография при определенных условиях может даже сдерживать групповую динамику или выражение чувств и отдельных клиентов. В таких случаях предпочтение может быть отдано мягким изобразительным материалам, в том числе тем, которые предполагают прямой тактильный контакт и возможность более непосредственного и спонтанного выражения чувств [2].

К относительным недостаткам фотографии, если иметь в виду ее психотерапевтическое использование, следует отнести отсроченность результатов съемки. После того как съемка произведена, требуется определенное время для того, чтобы проявить пленку и напечатать фотографии. Готовые фотографии, если не применять «Полароид» или цифровые камеры, вряд ли можно получить в ходе того же занятия, на котором съемка производилась. В ряде случаев это может приводить к повышенному психическому напряжению и беспокойству, которые будет достаточно сложно контейнировать. Психическое напряжение у отдельных клиентов или группы будет высоким, если у них имеется склонность к бессознательному отреагированию аффектов и сниженная способность к саморегуляции. Применение в этих условиях мягких материалов или более экспрессивных техник в какой-то мере поможет снять напряжение и обеспечит релаксационный эффект.

В некоторых случаях отсроченность результатов съемки будет, напротив, позитивно влиять на достижение терапевтических эффектов. Если контейнирующая способность клиента или группы достаточна, это будет способствовать инсайту и внутренней проработке материала между занятиями.

Таким образом, заранее очень трудно однозначно определить, в какой мере фотография будет «подходить» тому или иному клиенту или группе и обеспечивать больший терапевтический или развивающий эффект, чем какой-либо иной инструмент или материал, а также то, насколько долго клиент или группа сохранят свой интерес к фотографии, если он у них в определенный момент появился. Эффективность фотографии в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инста. по нашему в значительной мере связана с тем, насколько она соответствует тем или иным изменяющимся потребностям клиента или группы и условиям работы. Положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро на них откликаться, варьировать техники и средства работы.

Клиентам или группам важно знать оснащение и возможности арт-терапевтического кабинета, в том числе то, что в нем может быть место для фотографии, и что они вправе не «замыкаться» на красках, мелках и глине, но прибегать к любым — на первый взгляд, даже самым экзотическим — материалам и средствам. Иногда клиент попросту не обладает элементарным знанием художественных средств и всевозможных вариантов их применения, а потому специалисту по арт-терапии очень важно дать ему попробовать разные медиа-средства, и его предложение клиенту воспользоваться фотоаппаратом или техникой фотоколлажа — даже в тех случаях, когда недирективный подход наиболее предпочтителен — является вполне допустимым и уместным.

Информация о работе Фототерапия