Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:29, реферат
Фотографирование связано с выбором разных объектов, ракурсов и моментов съемки и, следовательно, независимо от его связи с конкретными техниками, может являться одним из факторов развивающего воздействия на функции, как мышление, память и внимание.
I. Введение………………………………………………………………………3
II. Фотография как метод психокоррекции памяти,
внимания, мышления……………………………………………………….4
2.1. Определение фототерапии ………………………………………………..4
2.2. Различные варианты использования фотографии в психотерапии…..7
2.3.Техники фототерапии, применяемые в психокоррекции памяти,
внимания, мышления………………………………………………………..11
III. Выводы……………………………………………………………………….17
IV. Литература…………………………………………………………………...18
Различные варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.
Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием
готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни — их предпочтения и роли. Аналогично при создании фотографий в ходе клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки, либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и т. д. Эти темы могут быть связаны с запросом клиента или группы и актуальной для них психологической проблемы.И в то же время их деятельность может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» ведущих проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки и последующего обсуждения какой-либо объект, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания. В некоторых случаях с
развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съемка
может производиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определенных случаях также может быть весьма полезно, помогая, например, клиенту осознать природу своего социального поведения и установок и подготавливая его к встрече с реальностью.
Варианты использования фотографии могут также варьировать в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки», и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или «мини-сценариев», что будет связано с литературным творчеством.
Фотографирование может дополняться применением техник телесноориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии [2].
2.3.Техники фототерапии, применяемые в психокоррекции памяти, внимания, мышления.
При создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности.
Кроме того, фотосъемка и последующее восприятие фотографий и их художественное оформление связаны с координацией разных сенсорных систем, появлением разнообразных ассоциаций: вначале — с объектом съемки, а затем — с готовым образом. При этом могут оживать воспоминания и творческое воображение; формироваться новые представления [2].
Используются следующие техники:
1. «Похожие предметы»
Цель:
Развитие визуального (образного) мышления, способности к обнаружению различий и сходства между предметами, основанных на их внешнем облике и
свойствах, развитие понятийного мышления и самостоятельности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого произвести съемку нескольких предметов, которые, на его взгляд, обладают чертами внешнего или «внутреннего» сходства (например, состоят из одного и того же материала, используются с одной целью и т. а когда снимки будут напечатаны — составить из них композицию и объяснить свой выбор.
Если съемка производится в присутствии взрослого, ребенок может сразу же объяснить свой выбор.
2. «Системы последовательного порядка»
Цель:
Развитие визуального (образного) мышления, в частности способности к обнаружению различий и сходства между предметами, основанных на их внешнем облике и свойствах, развитие понятийного мышления и самостоятельности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого произвести съемку нескольких предметов, которые, различаясь по степени проявления какого-либо признака (например, объему, размеру), формируют определённую последовательность. Когда снимки будут напечатаны, можно попросить ребенка расположить их в определенном порядке, по принципу возрастания или убывания степени выраженности признака, и по возможности объяснить свой выбор.
В некоторых случаях «система последовательного порядка» может быть представлена на одном снимке, например, предметы одинакового размера, но расположенные на разном удалении от ребенка, будут выглядеть как уменьшающиеся. Если съемка производится в присутствии взрослого, ребенок может сразу же объяснить свой выбор.
3. «Горизонтальность и вертикальность»
Цель:
Развитие визуального мышления, в частности, способности к восприятию пространства и горизонтальности и вертикальности его основы, развитие понятийного мышления и самостоятельности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого произвести съемку нескольких горизонтально и/или вертикально расположенных предметов, а когда снимки будут напечатаны — расположить их в определенном порядке и по возможности объяснить свой выбор.
4. «Ближе - дальше; выше - ниже; справа- слева»
Цель:
Развитие визуального мышления, в частности способности к восприятию пространственных отношений между предметами как его основы, развитие понятийного мышления и самостоятельности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого произвести съемку нескольких предметов, которые расположены ближе и дальше от него, на разном уровне, либо слева и справа от него, а когда снимки будут напечатаны, ребенка можно попросить расположить их в определенном порядке и по возможности объяснить свой выбор.
5. «Построение и фотографирование предметных композиций»
Цель:
Развитие визуального мышления, в частности способности к восприятию пространственных отношений между предметами как его основы, развитие понятийного мышления, самостоятельности, творческой фантазии и эстетических представлений. При определенных обстоятельствах данное упражнение также позволяет исследовать систему отношений ребенка и его потребности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого выбрать в окружающем его пространстве несколько предметов, составить из них пространственную композицию, а затем произвести съемку. Предметы могут выбираться по разным критериям, в частности по тематическому принципу или сходству содержания, на основе эстетических предпочтений ребенка (что красиво) или его эмоциональных привязанностей (что он любит или что ему дорого). Он также может создать и сфотографировать несколько предметных композиций, руководствуясь разными критериями выбора. Когда снимки будут напечатаны, ребенка можно попросить объяснить свой выбор.
6. Фотоколлаж «Дом, сад, магазин».
Цель:
Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, а также понятийного мышления. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические представления. Кроме того, при определенных обстоятельствах данное упражнение позволяет исследовать систему отношений ребенка и его потребности.
Содержание:
Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого нарисовать план дома, сада или магазина, а затем расположить и приклеить на нем вырезки из журналов или сделанных им ранее фотографий разных предметов таким образом, чтобы внутреннее пространство дома разной мебелью и людьми, магазина — товарами, продавцами и покупателями, а сада — растениями и живыми существами (птицами, отдыхающими или работающими там людьми). Вырезки из журналов и фотографий могут быть сделаны взрослым заранее, хотя ребенок более старшего возраста может сделать это сам.
7. «Карта района или города»
Цель:
Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, а также понятийного мышления. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений.
Содержание:
Ребенку предлагается при определенной поддержке со стороны взрослого создать в технике фотоколлажа план района или города, используя при этом вырезки из журналов или сделанные им ранее фотографии. При желании он также может нарисовать некоторые например реку, дорогу. Данная карта может как соответствовать, так и не соответствовать реальному району или городу, которые ребенку знакомы. Создав такую карту, он может также «заселить» район или город людьми (расположив на ней фотографии людей, в том числе с изображением самого себя и своих друзей или родственников) и животными, фантастическими существами и героями мультфильмов, включить в нее транспортные средства. Вполне логично дополнить такую работу сочинением рассказа об истории созданного ребенком города или района и населяющих его персонажах.
8. «Песочница с фотографиями»
Цель:
Развитие способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развитие восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, развитие понятийного мышления. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я».
Содержание:
Ребенку предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий и ламинированные изображения его самого и его создать какую-либо композицию. В некоторых случаях созданию композиции может предшествовать фотографирование ребенка с целью создания одного или нескольких его изображений (на которых он, например, представлен в разных позах).
Данная техника может быть также использована в работе с подростками и взрослыми [2].
III. Выводы
Психотерапия искусством представляет собой относительно хорошо разработанную теоретическую и методическую базу для лечебно-коррекционного и развивающего использования фотографии. Поскольку фотография связана с созданием визуальных образов, ее можно представить как одну из форм изобразительного искусства и, соответственно, арт-терапии. Арт-терапия представляет собой систему лечебно-коррекционных и здоровьесберегающих воздействий, основанных на занятиях изобразительным творчеством.
Сама по себе фотография представляет собой лишь определенный технический инструментарий, который может применяться с разными целями, в том числе с целью создания фотодокументов или решения художественно-эстетических задач. Занятия фотографией, конечно же, могут сами по себе приводить к достижению определенных исцеляющих и развивающих эффектов. Однако ее применение в контексте определенных лечебно-коррекционных и развивающих программ будет усиливать эти эффекты и делать их более устойчивыми. Это также позволяет применять фотографию для решения вполне конкретных задач развития, оздоровления и психокоррекции и прогнозировать результаты ее воздействия.
Есть веские основания считать фотографию средством развития пространственного мышления, так как оно является фундаментом для развития более сложных когнитивных функций, в том числе понятийного мышления. Фототерапия включает такие техники, которые способствуют развитию и тренировке визуального и понятийного мышления, памяти и внимания.
IV. Литература
1. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752с.
2. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. — СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 96 с.