Фрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:07, доклад

Краткое описание

В отличие от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов и лечения патологии психики, фрейдизм в широком смысле стремится к объяснению различных явлений культуры и социальной жизни с помощью учения о бессознательном. Еврейское происхождение основоположника явилось поводом для настойчивых попыток истолковать это учение (подобно теориям К. Маркса и А. Эйнштейна) как специфически еврейское творение (см. Национал-социализм).

Вложенные файлы: 1 файл

психология семенар №2.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Успех фрейдизма таким образом превзошел все самые смелые ожидания З. Фрейда и его сподвижников: фрейдизм получил полное или частичное признание во всем мире (в настоящее время фрейдизм, как и многие другие учения, полностью реабилитирован в России и в др. бывших советских республиках), стал важным компонентом мировой культуры. Вопрос о еврейских корнях фрейдизма, о роли «еврейского начала» в содержании его доктрины до сих пор привлекает к себе внимание и неоднозначно решается даже в еврейских интеллектуальных кругах. Так, если Анна Фрейд в 1977 г. без колебаний поддержала определение фрейдизма как «еврейской науки», то авторы ряда работ, вышедших в последние десятилетия на английском языке (например, В. Браун, «Фрейд и его раннее окружение», Н.-Й., 1968; Дж. Миллер, «Фрейд: человек, его мир и влияние», Бостон-Торонто, 1972; П. Розен, «Фрейд и его последователи», Н.-Й., 1975; Д. Клейн, «Еврейские корни психоаналитического движения», Н.-Й., 1981), далеко не столь категоричны, они считают, что неправильно как полностью игнорировать еврейский фактор во фрейдизме, так и преувеличивать, а тем более абсолютизировать его. Многие аспекты этой проблемы исследуются в монографии профессора Корнеллского университета С. Л. Гилмена «Случай Зигмунда Фрейда. Медицина и личность в декадансе кон. 19 в.» (Балтимор-Лондон, 1993).

Фрейдизм в России. Фрейдизм приобрел популярность в России сначала в  писательской среде (А. Воронский, Е. Замятин, А. Луначарский), затем привлек профессионалов — врачей, психологов, педагогов (Н. Трауготт, А. Лурия, А. Залкинд) и, наконец, общественных деятелей и политиков (О. Шмидт, С. Шацкий, Л. Троцкий). В 1922 г. было создано Русское психоаналитическое общество, насчитывавшее 30 членов, в 1923 г. оно было принято в Международную психоаналитическую ассоциацию. Общество поддерживали нарком труда В. Шмидт, М. Рейснер (1868–1968), один из авторов первой советской конституции, и К. Радек. Государственный психоаналитический институт получил особняк Рябушинского в Москве, ученым секретарем был назначен А. Лурия. К обществу примкнули впоследствии Л. Выготский и Н. А. Бернштейн, М. Вульф (1878–1971) руководил медицинской секцией общества, а потом сменил И. Ермакова на посту его президента. Важным проектом советских психоаналитиков был детский дом-лаборатория, которым руководила Вера Шмидт. В деятельности института и детского дома участвовала Сабина Шпильрейн (1885–1942), ученица К. Юнга, друг и помощник З. Фрейда. В начале 1920-х гг. Государственное издательство издавало многотомную «Психологическую и психоаналитическую библиотеку»; в Институте параллельно велись 11 семинаров, педагоги разрабатывали основы новой науки — педологии. Расцвет психоаналитического движения пришелся на начало 1920-х — время максимального влияния Троцкого, в 1927 г., после его падения, М. Вульф бежал за границу. Начало 1930-х гг. — время расправы с русским психоаналитическим движением. В конце 1927 г. состоялся 1 педологический съезд, Луначарский писал о важности «процесса производства нового человека», во главе педологических штудий встал А. Залкинд (1888–1936). В 1930 г. Психологический институт в Москве был преобразован в Институт психологии, педологии и психотехники. Залкинд стал его директором. Были проведены исследования детей и подростков из Бурятии, Алтая, Узбекистана, татарских школьников Москвы, которые представляли собой точный эквивалент моделей современной детской этнопсихологии. Несмотря на то, что руководители и участники этих исследований официально заявили о разрыве всяких связей с психоанализом, с 1931 г. началось наступление и на них. В конце 1931 г. был закрыт журнал «Педология» и уволен Залкинд, в 1934 г. — журнал «Психотехника и психофизиология труда» и арестован И. Шпильрейн (1891–1937). 4 июля 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», знаменовавшее разгром педологического движения.

Фрейдизм в Израиле. С распространением национал-социализма в Германии и  возрастанием угрозы войны небольшая  часть психоаналитиков уехала из Европы в Эрец-Исраэль. В 1933 г. прибывший  из Берлина М.Эйтингон (1881–1943) основал Палестинское психоаналитическое общество, которое первоначально состояло из шести человек, бежавших из Германии и Австрии, четверо из которых были выходцами из России (кроме самого Эйтингона, М. Вульф, И. Шалит и Анна Смелянская). В 1934 г. общество было признано Международной психоаналитической ассоциацией, и Эйтингон открыл Психоаналитический институт в Иерусалиме, названный впоследствии его именем. Он хотел повторить удачный опыт Психоаналитического института в Берлине, созданного в 1920 г., который был не только научным центром, но и средоточием культурной жизни русско-еврейской эмиграции. Эйтингон подарил собрание психоаналитической и философской литературы Еврейскому университету в Иерусалиме. Организационный талант и международный авторитет Эйтингона (в 1929 г. и 1932 г. он избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации), его близкая дружба с З. Фрейдом и не в последнюю очередь значительные средства, которые он щедро расходовал на распространение психоанализа, способствовали росту популярности фрейдизма в ишуве. В институте оказывали помощь любому пациенту, нуждающемуся в психотерапии, независимо от его платежеспособности. Вскоре после открытия института число его пациентов достигло 135.

М. Вульф, возглавлявший в Европе Русское психоаналитическое общество, в 1943 г. сменил Эйтингона на посту председателя Палестинского психоаналитического общества. К обществу примкнул Д. Эдер, исполнявший прежде обязанности секретаря психоаналитического общества Великобритании. Он был близко знаком с Х. Вейцманом и А. М. М. Усышкиным, способствовал становлению в Израиле первой психиатрической больницы, стал главным редактором журнала «Психоаналитик квотерли». В 1930-е гг. в Тель-Авиве поселился психоаналитик из Франции Э. Великовский, а в Иерусалиме — Ш. Ротшильд. Видным израильским психоаналитиком стал также выходец из Италии Э.-И. Бонавентура, который во Флоренции опубликовал книгу «Психоанализ», а затем в 1953 г. издал ее в переводе на иврит.

С образованием Государства Израиль общество поменяло свое название на Психоаналитическое общество Израиля. Численность общества к 1999 г. составила 109 членов и 63 ученика. Психоаналитическое движение в Израиле, как и во всем мире, разделилось на несколько течений. В 1970-е гг. развивалась психотерапия ребенка, и постепенно стерлось принципиальное различие между психоанализом (фрейдизмом) и психотерапией (юнгианством).

Фрейдизм с 1930-х гг. имел большое  общественное значение в Израиле. Он способствовал, в частности, совместному  обучению мальчиков и девочек в киббуцных школах, но в 1970-е гг. влияние его возросло еще больше благодаря соответствующей подготовке школьных психологов. Израильский психоаналитический институт проводит трехлетний курс повышения квалификации психиатров, психологов и социальных работников. Лишь немногие арабские психологи и социальные работники изучают курс психотерапии, и никто не учится психоанализу. Психоаналитическое общество Израиля перешло сначала с немецкого языка на иврит, а в 1990-е гг. — на английский.

Во время Шестидневной войны  и Войны Судного дня общество оказывало поддержку армии. Общество проводит семинары, приглашая психоаналитиков  всего мира, израильтяне активно  участвуют в деятельности Международной  психоаналитической ассоциации. В 1977 г. Международный психоаналитический конгресс впервые прошел в Иерусалиме; был основан Центр психоаналитических исследований в Еврейском университете. Среди известных израильских фрейдистов — Г. Кляйн, Я. Лернер, А. Бауман. Неофрейдизм повлиял на израильскую социальную психологию.

 

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века).Содержание

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально  Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков  открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как  «буржуазное учение» и практически  не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Как направление комплементарной  медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными «авторскими методиками» (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции.

Американская психологическая  ассоциация — одно из наиболее влиятельных  объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение  психоанализа (39).[1] Психоаналитическое отделение существует в Американской психиатрической ассоциации. В США всякое лицо, желающее заниматься психоаналитической практикой, должно иметь учёную степень в медицине. В Западной Европе, сертификация психоаналитика возможна и без обязательного медицинского образования[источник не указан 143 дня].

Джон Килстром в своей статье «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, и большее влияние Фрейд  оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома  остаётся спорной.

Многие десятилетия психоанализ  Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упреки можно признать справедливыми лишь в части архаической  версии психоанализа. Современная психодинамическая  теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены (а) существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, (б) амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их функционирование в параллельном режиме, (в) происхождение многих личностных и социальных диспозиций в детстве, (г) ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений, (д) динамика развития (Westen, 1998). Для эмпирической психологии подтверждение указанных выше положений является сенсацией. Скажем, в когнитивной психологии феномен бессознательного стал получать признание лишь около 15 лет назад (см., например, Kihlstrom, 1987, 2000) .

— Дорфман Л.Я., «Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки»

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, Теория Объектных Отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

Сущность психоанализа

Теория  человеческого поведения, первая и  одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.

Набор методов  исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные  мотивы поведения, берущие начало в  скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

Метод лечения  психических расстройств. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу.

Психоаналитическая  техника работы и лечения психических  расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

 Во время  сеанса пациенты Фрейда лежали на этой кушетке.

Основные  идеи психоанализа

Бессознательное — особые психические силы, лежащие  за пределами сознания, но управляющие  поведением человека.

Сознательное  — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.


Информация о работе Фрейдизм