Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 12:35, реферат

Краткое описание

Для поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешению тех или иных повседневных задач. Эти задачи включают в себя успешное построение общественных отношений, эффективное выполнение деятельности, которые, в свою очередь, во многом зависят именно от гибкого регулирования людьми своих психических состояний.

Содержание

Введение
Глава I. Классификация психических состояний человека
Глава II. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма
Глава III. Саморегуляция психического состояния
Виды саморегуляции
Суть "позы кучера на дрожках"
Суть ПМТ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 224.10 Кб (Скачать файл)

Он позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии,головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.

Введение АТ связывают с именем И. Шульца (J.H. Schultz). Им было предложено использовать данный метод для лечения неврозов, однако в настоящее время он находит более широкое применение, например, в качестве психогигиенического средства при подготовке людей, работающих в условиях эмоционального напряжения и экстремальной нагрузки, например, спортсменов, летчиков.

Существует несколько модификаций классической АТ. Например, были разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизующие человека.

Упражнения низшей ступени АТ воздействуют преимущественно на вегетативные функции. Высшие психические функции стимулируются на высшей ступени АТ. На высшей ступени выполняются упражнения, цель которых – научить вызывать сложные переживания, приводящие к "самоочищению" и излечению через нейтрализацию негативных переживаний.

Освоить АТ может практически любой человек, но легче она дается людям, способным вызывать в сознании яркие живые образы.

Все понимают, как важно уметь управлять собой - своим настроением, самочувствием, поведением. Но далеко не каждый знает, как этого добиться практически. Хотя уже давно существуют разные способы, приемы, методы для оказания самим себе необходимой помощи, и в наше время они объединяются под общим названием - психическая саморегуляция (ПСР), которое говорит о том, что регуляция самого себя осуществляется путем использования возможностей, заложенных в нашем психическом аппарате - в головном мозге.

Если говорить о современном этапе в развитии психической саморегуляции, то его начало можно обозначить точно. Это 1932 год, когда вышла книга немецкого психиатра Иоганна Генриха Шульца (1884-1970 гг.-) "Аутогенная тренировка". Он ездил в Индию, изучал йогу, а у себя в Германии, помогая больным, часто использовал гипнотическое внушение. И собирал у своих пациентов письменные отчеты о тех ощущениях, которые они испытывали во время сеансов гипноза. Проанализировав множество таких самоотчетов, И. Г. Шульц обнаружил, что в ощущениях больных есть немало общего, и решил это общее свести к некоторым конкретным положениям - "формулам самовнушения", чтобы дать их в руки своим пациентам уже для самопомощи, для "самогипноза". Отсюда и название разработанного им метода психической саморегуляции - "аутогенная тренировка": "аутос" по древнегречески означает "сам", а "ге-нос" - "род, рождение". Следовательно, "аутогенная" переводится как "самопорождающая" тренировка, занимаясь которой человек сам себе оказывает необходимую помощь.

Создавая аутогенную тренировку (АТ), И. Г. Шульц следовал завету знаменитого древнегреческого целителя Гиппократа, который говорил каждому своему пациенту так: "Нас трое- ты, твоя болезнь и я. Если ты будешь бояться своей болезни, чувствовать себя у нее в плену, а тем более "держаться" за нее, стоять перед ней на коленях, мне будет нелегко помочь тебе. Но если я и ты объединим наши усилия и вместе направим их против твоей болезни, то очень скоро изгоним ее из твоего организма, и ты станешь здоровым".

Таким образом, уже давно было установлено, что крайне важно включать самих больных в активную борьбу со своими недугами. Вот почему метод психической саморегуляции - от АТ до любого другого (а их сейчас немало) - метод сознательной целенаправленной помощи самому себе, причем не только в связи с болезнями, но и во многих других жизненных ситуациях, должен войти в обойму таких обязательных умений каждого современного человека, как умение читать, писать, бегать, плавать.

Практика работы в большом спорте показала, что аутогенная тренировка, созданная для помощи больным людям, в силу целого ряда причин не подходит для решения задач, которые стоят перед спортсменами - людьми практически здоровыми. Вот почему, особенно начиная с 60-х годов, когда в большом спорте стали неуклонно расти как физические, так и психические нагрузки, специалисты приступили к разработке таких методов психической саморегуляции, которые учитывали бы специфику спортивной деятельности,

Здесь будет изложен метод ПСР, названный "психомышечной тренировкой" (ПМТ). Этот метод, родившийся в 1973г., весьма прост для изучения, высокоэффективен и позволяет использовать его возможности при работе, как с взрослыми, так и с юными (от 7-10 лет) спортсменами, которые в наши дни тоже несут немалые физические и психические нагрузки.

Психомышечная тренировка основана на тех взаимоотношениях, которые существуют между психическим аппаратом (головным мозгом) и скелетными мышцами: чем возбужденнее психика, тем более напряженными, причем непроизвольно, становятся скелетные мышцы - отсюда, в частности, те "зажимы", от которых страдают чрезмерно волнующиеся перед стартом ("мандражирующие") спортсмены. И наоборот, когда мозг спокоен, то мышцы, тоже непроизвольно, начинают расслабляться, как это происходит, например, у спящего человека.

Но не только мозг определяет тонус мышц. Мышцы, в свою очередь, достаточно активно влияют не психическое состояние, так как биологические импульсы, поступающие в головной мозг от опорно-двигательного аппарата - это своеобразные раздражители, стимулирующие деятельность мозга, возбуждающие его. Так, в частности действует разминка, при которой от активно работающих мышц в мозги начинает поступать большое количество биологических (проприоцептивных) импульсов, что повышает тонус психического аппарата перед предстоящей трудной деятельностью.

Противоположная картина наблюдается при сознательном расслаблении скелетных мышц. Чем они расслабленнее, тем меньше проприоцептивных импульсов поступает от них в головной мозг, и он начинает успокаиваться, постепенно погружаясь сначала в дремотное состояние, а затем в глубокий сон.

Сущность психической саморегуляции, если отвлечься от многих частей, сводится к двум основным умениям - активизировать свою психику, когда надо, а если требуется, то успокоить ее. Причем умение освободиться от чрезмерного психического напряжения и успокоить себя является ведущим умением в системе психомышечной тренировки.

Успокоение нервно-психической сферы с помощью ПМТ достигается за счет самовнушенного расслабления и согревания мышц рук, ног, туловища, шеи и лица. В результате от указанных мышечных групп значительно уменьшается приток сигналов, поступающих в головной мозг, и он, не получая с периферии тела необходимой активизирующей "подпитки", начинает успокаиваться, постепенно погружаясь в дремотное, сноподобное состояние.

Активизация нервно-психической сферы осуществляется путем использования феномена, издавна известного в медицине, а именно - головной мозг, находящийся в глубоком успокоении, в состоянии дремотности, полусна, обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации. Поэтому спортсмен, которому необходимо активизировать себя за счет механизмов самовнушения, должен сначала очень быстро успокоить себя до состояния контролируемой сознанием дремотиости, а затем, "пропустить" через успокоенный мозг такие мысленные образы, которые способны у него лично вызвать необходимую психическую, а вместе с ней и физическую активизацию (представить себя, например, в круге для толкания ядра перед последней решающей попыткой на олимпийских играх), У опытных спортсменов, хорошо овладевших возможностями ПМТ, на всю процедуру самоуспокоения и самомобилизации уходит несколько секунд.

Какая же сила используется в процедуре психической саморегуляции, в умении управлять своим психическим и физическим состоянием? Сила эта - пово. Но если быть до конца точным, 1 не само слово, как таковое, а те деленные образы, которые встают за словами.

Что такое мысленный образ? Предположим, что кто-то произнес слово "огурец". У всех, услышавших его, сразу же в сознании возникает вид этого овоща, то есть его мысленный образ. У каждого, конечно, этот образ будет сугубо индивидуальным - один мысленно увидит огурец большой, другой - маленький, кто-то соленый, а кто-то - свежий. Но это всегда, будет именно огурец, а не, скажем, морковь. А услышав слово "морковь", мы в своем сознании воспроизведем уже этот овощ и т. д. и т. п.

Что именно мысленный образ является основной психической силой, воздействующей на нас, доказывает простой, многим известный опыт. Если произнести -"во рту кислый и очень сочный ломтик лимона", то у большинства начинает выделяться слюна, хотя никакого лимона нет и в помине. Следовательно, только мысленный образ лимона - продукт чисто психический - способен изменить физическое состояние человека, вызывая у него в данном случае более или менее выраженное слюнотечение. Практика саморегуляции показывает - правильно подобранные мысленные образы становятся своеобразными ключами, открывающими двери во многие тайны психических и физических процессов, происходящих в нашем организме. Но чтобы мысленные образы оказали на нас желаемое воздействие, они должны быть очень точными, конкретными, яркими и приятными,

Мысленно образы могут быть двух видов - представляемые и воображаемые. Представляя, мы "мысленно видим" то, что когда-то реально воздействовало на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние и т. д.) и зафиксировалось в памяти, из которой мы как бы извлекаем те или иные мысленные образы, когда хотим их представить. А воображая, мы создаем такие образы, каких в реальной жизни не существует. Если теперь обратиться к тому же огурцу, то мысленно увидев его таким, какой он есть на самом деле, мы будем: представлять его. А если создать, предположим, такой его образ - огурец на ножках, в шляпе, гуляет с морковкой, то этот мысленный образ будет уже воображаемым. О представляемых и воображаемых мысленных образах говорится потому, что при дальнейших практических занятиях психической саморегуляцией придется пользоваться и первым и вторым.

А теперь о том, как практически овладеть возможностями психомышечной тренировки.

В психомышечной тренировке все мышцы для удобства обучения разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица.

Занимаются ПМТ в одной из трех основных поз. Самая удобная - лежа на спине, руки (слегка согнутые в локтях) лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни немного (20-40 см) расставлены. Вторая поза - в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки. Третья - самая на первый взгляд неудобная, но зато наиболее доступная. Создатель аутогенной тренировки И. Г. Шульц назвал это положение "позой кучера на дрожках", ибо эта поза рождена вековым опытом многочисленной армии кучеров, вынужденных в ожидании пассажиров, подчас весьма долгом, дремать, сидя на козлах своих экипажей. Именно в этом положении надежнее всего овладевать навыками психической саморегуляции.

Суть "позы кучера на дрожках":

Надо сесть на половинку стула (не опираясь на спинку), ноги поставить на полные ступни и слегка выдвинуть вперед, чтобы между задней поверхностью бедер и икроножными мышцами образовался угол в 120-140°. На бедра, свободно расставленные, надо положить кистирук, но так, чтобы они не свисали (а то отекут пальцы), голову следует слегка наклонить вперед или держать прямо. Спина сгибается так, чтобы плечевые суставы оказались строго по вертикали над тазобедренными, тогда при расслаблении мышц туловища она будет лишь все больше и больше выгибаться, а тело сохранит вертикальную позу.

Содержание первого практического урока ПМТ сводится к следующему. Сначала надо принять одну из основных поз. Затем закрыть глаза и по мере возможности расслабить все мышцы, несколько раз "встряхнув" их. Теперь можно выключать из напряжения (как лампу) мышцы рук - они самые "послушные", поэтому именно с них мы и начинаем овладевать азбукой ПМТ'.

Тем, кто плохо знаком с ощущением расслабленных мышц, рекомендуется такой вспомогательный прием: сохраняя принятую позу и закрытые глаза, надо медленно сжать вполсилы пальцы в кулаки и так же медленно напрячь вполсилы все остальные мышцы рук (вплоть до тех, что окружают плечевые суставы). Задержав напряжение на 2-4 с, его следует затем быстро сбросить и прислушаться к ощущениям растекающегося от плеч к пальцам расслабления и придать ему соответствующий мысленный образ - представляемый или воображаемый. Например, мысленно увидеть, что расслабленные мышцы стали похожими на мягкое тесто или на желеобразный кисель.

Чтобы лучше запомнить ощущение мышечного расслабления, такое упражнение следует повторить (не торопясь) несколько раз подряд. Только не надо сбрасывать напряжение, активно выпрямлять пальцы - при этом возникает новое напряжение. Не следует также проверять степень расслабленности встряхиванием мышц - при потряхивании они снова несколько напрягаются.

За первые же минуты занятий каждый должен найти оптимальную для себя степень напряжения - такую, вслед за которой наступает наиболее отчетливое ощущение расслабленности.

Суть ПМТ

Суть второго вспомогательного приема в том, что на помощь мышцам привлекается контролируемое дыхание. Делается это так. Одновременно с напряжением мышц надо сделать вдох средней глубины, после чего задержать дыхание (2-4 с). Сразу же вместе со сбросом мышечного напряжения начинается спокойный замедленный выдох. Это упражнение (сохраняя глаза закрытыми) надо сделать 3-6 раз подряд.

Теперь, после проведения физической подготовки мышц рук, можно подключать психические процессы - мышление и внимание. Формула саморегуляции, с которой начинается изучение ПМТ, следующая,- "Мои руки расслабляются и теплеют". Вспомним, что не сами слова, в только их мысленные образы оказывают на нас направленное воздействие,

Первые слова формулы - "мои руки..." произносят про себя в момент напряжения мышц рук и последующей задержки этого напряжения на фоне вдоха средней глубины. Чтобы мысленный образ, встающий за словами, был предельно точен, надо предварительно внимательно рассмотреть свои обнаженные руки и хорошо запомнить все их особенности - тогда мысленный образ обнаженных рук примет конкретную четкость и эффект от самовнушения будет высоким. Если же вы будете "видеть" свои руки как нечто абстрактное, а тем более как нечто находящееся где-то в стороне, вне вас, результаты резко ухудшатся.

Слово "расслабляются" мысленно произносят сразу после сброса мышечного напряжения, на фоне спокойного замедленного выдоха. Произносить это слово лучше по слогам - "рас-слаб-ля-ют-ся". Мысленный образ здесь всегда сугубо личный - кто-то "видит" свои мышцы просто мягкими, кто-то - в виде желе или студня, некоторые воображают, что руки сделаны из творога или теста. Образы могут быть и представляемыми и воображаемыми, лишь бы они были точны, ярки, лично удобны и приятны - тогда они вызовут желаемое расслабление мышц.

Информация о работе Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма