Характеристика психических состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить психические состояния личности.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие психических состояний;
2. охарактеризовать свойства психических состояний;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. выявить типичные и специфические состояния личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Определение и свойства психических состояний…………………………..5
2. Классификация психических состояний……………………………………... 8
3. Типичные и специфические состояния личности………………………….. 11
3.1 Типичные положительные психические состояния человека……………. 11
3.1.1 Профессиональная заинтересованность……………………………….. 12
3.1.2 Решительность………………………………………………………………. 13
3.2 Отрицательные психические состояния человека………………………… 14
3.3 Стресс………………………………………………………………………… 16
3.4 Бодрствование – сон………………………………………………………… 17
3.5 Медитация и гипноз………………………………………………………… 17
3.6 Боль и анальгезия……………………………………………………………. 20
3.7 Вера…………………………………………………………………………...21
3.8 Эйфория и дисфория………………………………………………………… 21
Заключение………………………………………………………………………. 22
Литература……………………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Определение и свойства психических  состояний…………………………..5

2. Классификация психических  состояний……………………………………... 8

3. Типичные и специфические состояния  личности………………………….. 11

3.1 Типичные положительные психические состояния человека……………. 11

      3.1.1 Профессиональная заинтересованность……………………………….. 12

      3.1.2 Решительность………………………………………………………………. 13

3.2 Отрицательные психические состояния человека………………………… 14

3.3 Стресс………………………………………………………………………… 16

3.4 Бодрствование – сон………………………………………………………… 17

3.5 Медитация и гипноз………………………………………………………… 17

3.6 Боль и анальгезия……………………………………………………………. 20

3.7 Вера…………………………………………………………………………...21

3.8 Эйфория и дисфория………………………………………………………… 21

Заключение………………………………………………………………………. 22

Литература……………………………………………………………………….. 24

 

 

Введение

 

Один из парадоксов современной психологии, как отмечал В.Н.Дружинин1,- несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.

Состояния являются важнейшей  частью всей психической регуляции  играют существенную роль в любом  виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение психических состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических ,состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.

Психические состояния  представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определённый период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния определённых общностей людей (микро-и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и общественное настроение.

Цель работы: изучить  психические состояния личности.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. определить понятие психических состояний;

2. охарактеризовать свойства психических состояний;

2. изучить классификацию психических состояний;

3. выявить типичные и специфические состояния личности.

 

 

1. Определение и свойства психических состояний

 

Определение психического состояния как особой психологической  категории формулируется так: это - целостная характеристика психической  деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие  протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Термин «состояние»  относится к числу метапонятий, а не собственно психологических  категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

В состояниях интегрирована  актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя Состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.

Для психических состояний  характерны различные функции. Практически  все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде («Психология. Словарь», 1990). Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущий момент времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.

Психические состояния  человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических  состояний проявляется в том, что они характеризуют в определённый промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чём-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знании е и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определённая динамика и конец).

Психические состояния  обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

Под влиянием психических  состояний, возникающих в ходе жизненных  отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка  или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

Психические состояния  отличаются крайним многообразием  и полярностью. Последнее понятие  означает, что каждому психическому состояния человека соответствует  противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность - пассивность, фрустрация- толерантность и т.д.).

 

 

2. Классификация психических состояний

 

Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим  для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные — в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная - доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий.

Тот или иной тонус  организма, энергетические ресурсы  также могут обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера  деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.

Наконец, в любой момент времени человеку свойственно то или иное напряжение. Оно может  быть обусловлено внутренними факторами: повышенными требованиями к своему поведению или деятельности, неуверенностью в своих успешных действиях в ответственной ситуации и т. п. Но может быть вызвано и многими внешними факторами: неблагоприятные условия деятельности, соперничество, трудные условия существования.

Поскольку состояние  — многомерное явление, то любое  состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести  следующие:

  • эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание);
  • активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  • тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  • тензионные (отражающие степень напряжения);
  • временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);
  • полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от  роли личности и ситуации в  возникновении психических состояний  – личностные и ситуативные;

2) в зависимости от  доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3) в зависим ости  от степени глубины – состояния  (более или менее) глубокие, либо  поверхностные; 

4) в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;

5) в зависимости от влияния  на личность – положительные  и отрицательные, стенические,  повышающие жизнедеятельность и  астенические;

6) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени  адекватности вызвавшей их объективной  обстановки.

 

3. Типичные и специфические состояния личности

 

3.1 Типичные положительные психические состояния человека

 

Возникновение и протекание психических  состояний человека зависят от его  индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта (в том  числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

Однако, можно выделить типичные положительные  и отрицательные психически е  состояния, свойственные большинству  людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так  и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Информация о работе Характеристика психических состояний