Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:50, реферат
Цель работы: изучить психические состояния личности.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие психических состояний;
2. охарактеризовать свойства психических состояний;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. выявить типичные и специфические состояния личности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Определение и свойства психических состояний…………………………..5
2. Классификация психических состояний……………………………………... 8
3. Типичные и специфические состояния личности………………………….. 11
3.1 Типичные положительные психические состояния человека……………. 11
3.1.1 Профессиональная заинтересованность……………………………….. 12
3.1.2 Решительность………………………………………………………………. 13
3.2 Отрицательные психические состояния человека………………………… 14
3.3 Стресс………………………………………………………………………… 16
3.4 Бодрствование – сон………………………………………………………… 17
3.5 Медитация и гипноз………………………………………………………… 17
3.6 Боль и анальгезия……………………………………………………………. 20
3.7 Вера…………………………………………………………………………...21
3.8 Эйфория и дисфория………………………………………………………… 21
Заключение………………………………………………………………………. 22
Литература……………………………………………………………………….. 24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение и свойства
2. Классификация психических состояний……………………………………... 8
3. Типичные и специфические
3.1 Типичные положительные психические состояния человека……………. 11
3.1.1 Профессиональная
заинтересованность………………………………
3.1.2 Решительность……………………………………………
3.2 Отрицательные психические состояния человека………………………… 14
3.3 Стресс………………………………………………………………
3.4 Бодрствование – сон……………………………
3.5 Медитация и гипноз………………………………
3.6 Боль и анальгезия……………………………………………………
3.7 Вера……………………………………………………………………
3.8 Эйфория и дисфория………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Один из парадоксов современной психологии, как отмечал В.Н.Дружинин1,- несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение психических состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических ,состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определённый период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния определённых общностей людей (микро-и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и общественное настроение.
Цель работы: изучить
психические состояния
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие психических состояний;
2. охарактеризовать свойства психических состояний;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. выявить типичные и специфические состояния личности.
1. Определение и свойства психических состояний
Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.
Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.
В состояниях интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя Состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.
Для психических состояний характерны различные функции. Практически все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде («Психология. Словарь», 1990). Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущий момент времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определённый промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чём-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знании е и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.
Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определённая динамика и конец).
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.
Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состояния человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность - пассивность, фрустрация- толерантность и т.д.).
2. Классификация психических состояний
Состояния имеют характеристики
различной степени
Тот или иной тонус
организма, энергетические ресурсы
также могут обусловливать
Наконец, в любой момент
времени человеку свойственно то
или иное напряжение. Оно может
быть обусловлено внутренними
Поскольку состояние — многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.
К таковым можно отнести следующие:
Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
1) в зависимости от
роли личности и ситуации в
возникновении психических
2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
3) в зависим ости
от степени глубины –
4) в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
5) в зависимости от влияния
на личность – положительные
и отрицательные, стенические,
повышающие жизнедеятельность
6) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
7) в зависимости от причин, их вызывающих;
8) в зависимости от степени
адекватности вызвавшей их
3. Типичные и специфические состояния личности
3.1 Типичные положительные психические состояния человека
Возникновение и протекание психических
состояний человека зависят от его
индивидуальных психических и
Однако, можно выделить типичные положительные и отрицательные психически е состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.