Характеристика сервисной деятельности с психологической точки зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

С психологической точки зрения Деятельность – совокупность действий человека, направленная на удовлетворение его потребностей и интересов.
Отличительные черты:- общественный характер- целенаправленность- плановость- длительность
Потребность – нужда в чем-то проявляющаяся в поисковой активности.
А когда потребность опредмечивается и становится уже мотивом.
Структура деятельности:- мотив- цель- средства- предмет- способы и приемы деятельности- результат

Вложенные файлы: 1 файл

Зачет по психологии.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 Стремление к принадлежности. Желание взаимодействовать с  другими людьми и общими усилиями  достигать цели. Чувство принадлежности  и причастности к той или иной социальной группе приносит человеку ощущение счастья. Такая потребность не редкость среди экстравертов, и менее выражена среди интровертов.

 В тот или иной  период времени вы испытываем  каждую из этих потребностей, однако, в разной степени. Обычное же, в течение всей взрослой жизни нами руководит одна из этих потребностей, ну а то, какая именно, определяет воспитание.

 Естественно, это  не полный список существующих  теорий мотивации, однако вполне  достаточный для того, чтобы вы, основываясь на них, находили и применяли свои собственные техники мотивации. Некоторые из перечисленных выше теорий мы будем разбирать более детально, также не исключено, что со временем этот список будет пополнен. Успехов вам и стремительных достижений!

  1. Характеристика диспозиционной структуры личности

В мировой социологии и социальной психологии основателями диспозиционной теории личности по праву  считают американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка). В своём «Польском крестьянине в Европе и Америке» (1918-1920) в качестве 2 фундаментальных проблем социологии они назвали: 1)зависимость индивида от социальной организации и культуры и 2) зависимость социальной организации и культуры от индивида. Соответственно они выделяют два основных типа социологических данных: объективные культурные элементы социальной жизни (социальные ценности) и субъективные характеристики членов социальной группы (личностные социальные установки). социальная установка – это внутреннее отношение человека к кому-то или чему-то. Установки проявляются в индивидуальных действиях, но наиболее распространенные из них – еще и в более или менее явных правилах поведения. Эти правила могут вызывать уважение сами по себе и быть аналогичны любым другим ценностям. Действия, соотнесенные с правилами поведения, лежат в основе социальных институтов.

Гордон Олпорт (1897-1967). Оллпорт определяет личность как  реальную сущность каждого конкретного  человека, уникального в своем  своеобразии. Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость.

В 1935г. у Оллпорта черты  получили название диспозиций (аттитюдов). «Аттитюд - это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта; аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он (аттитюд) имеет отношение». Таким образом, он установил зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

 Олпорт выделил  три типа аттитюдов: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной  диспозицией обладают очень немногие  люди. Это в высшей степени  генерализованная диспозиция, настолько  пронизывающая поведение, что  почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк.

Центральные диспозиции являются строительными блоками  индивидуальности и представляют собой  такие тенденции в поведении  человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность).

Вторичные диспозиции менее  заметны, менее устойчивы, менее  обобщенны. Это такие черты как  предпочтения в еде и одежде, ситуационно  обусловленные характеристики, особые установки.

Диспозиционная концепция  регуляции поведения личности Ядова  Владимира Александровича (1929 –  сегодня)

установка представляет собой состояние готовности, настроенности  на поведение в данной ситуации для  удовлетворения определенной потребности. Диспозиции - различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его деятельность.

1. Первый (нижний) уровень  ситуации (условия деятельности) — простейшие потребности — элементарные, жизненно необходимые (витальные потребности). Поведенческая готовность к действию закреплена предшествующим опытом.

2. Второй уровень.  Возникают социальные установки.  Они содержат в себе 3 компонента: эмоциональный/оценочный, когнитивный/ рассудочный, поведенческий. Потребности этого уровня — социальные. Это, прежде всего, потребность во включении человека в контактные группы.

3. Третий диспозиционный  уровень — общая направленность  личности в ту или иную сферу социальной активности. Возникают базовые социальные установки. Социальные потребности становятся более сложными. Например, возникает потребность в приобщении человека к определенной сфере деятельности и превращении ее в основную, доминирующую (сферы профессиональной деятельности, досуга, семьи).

4. Четвертый (высший) уровень  диспозиционной иерархии образуют  ценностные ориентации на цели  жизнедеятельности и средства  достижения этих целей. Для  этого уровня характерны высшие  социальные потребности. Основной из них является потребность включения в социальную среду в широком смысле слова. Условия деятельности (ситуации) расширяются до общесоциальных.

Основная функция диспозиционной системы — психическая регуляция  социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде.

Таким образом, диспозиционных концепциях личности помимо «внешних»  социокультурных детерминант вводится представление о сложной «внутренней» детерминации. «Внешние» детерминанты диктуют целостную систему нормативно одобряемых действий через исполнение определенной социальной роли в соответствии с занимаемой социальной позицией. «Внутренняя» система детерминации задаёт вариации ролевого поведения на уровне индивидуального исполнения на трех уровнях: диспозиции - мотивы - цели.

На всякий случай:

Личность – социально  значимые характеристики человека о  его статусе, о его месте в  системе социальных связей и отношений.

Индивид – отдельный  человек в зависимости от совокупности людей. Индивид – результат формирования и развития конкретного биологического рода - человеческого. Основное свойство индивида – индивидуальность: уникальность, неповторимость конкретного человека. Индивидуальность является результатом процесса взаимодействия общества и индивида.

Человек – результат биологической эволюции, продукт природы, биологический вид. Этим термином обозначается место людей в биологической системе.

Социальный статус –  социальная позиция, занимаемая человеком  в системе социальных связей и  отношений и обусловленная как  естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование,…) характеристиками. При этом социальная позиция – конкретное место, которое занимает индивид  в социальной структуре, в системе общественных отношений. Социальный статус показывает принадлежность личности к определённым группам.

Социальная роль –  образец поведения личности, связанный  с её социальным статусом и обусловленный  местом личности в системе межличностных  и общественных отношений. Каждый социальный статус включает в себя совокупность социальных ролей, соответствующих ему. Социальная роль выступает в качестве функции личности, которая обусловлена местом личности в данной социальной общности.

  1. Понятие когнитивного диссонанса

Когнити́вный диссона́нс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она объясняет конфликтные  ситуации, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека». Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого общества.

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт».

Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить  возникший дискомфорт, индивид будет  стараться обходить стороной такие  ситуации, в которых дискомфорт может  усилиться.. Диссонанс может появиться по различным причинам:

  • из-за логического несоответствия;
  • «по причине культурных обычаев»;
  • в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;
  • из-за несоответствия прошлого опыта c настоящей ситуацией.

Информация о работе Характеристика сервисной деятельности с психологической точки зрения