Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:45, статья
Т р у д у ч а щ и х с я и с т у д е н т о в: научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного человека, в том числе на учащихся, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности
Т р у д у ч а щ и х с я и с т у д е н т о в: научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного человека, в том числе на учащихся, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности. У студентов вечерней формы обучения негативные последствия интенсификации учебного процесса выражены еще в большей степени. Для успешного обучения эти студенты вынуждены за счет дополнительного волевого напряжения мобилизовать резервы организма, т. к. на занятия они приходят уже в значительной мере сниженном функциональном состоянии. Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна.
Характерные
черты умственного труда
Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии - 15-16 часов. Не удивительно, что труд студентов ряд исследователей по тяжести относят к 1 категории (легкий), а по напряженности к 4 (очень напряженный труд).
Труд учащихся и студентов требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Помимо этого в процессе
обучения создается большая нагрузка
на афферентные системы, поставляющие
большой объем различной
Труд студентов – это напряжение основных психических функций – памяти, внимания, восприятия; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачѐты). Труд студента – это прежде всего умственный труд, соответственно работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те- чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работо- способность достигает оптимального уровня. Этот период вра- батывания характеризуется постепенным повышением работо- способности.
Период оптимальной (устойчивой)
работоспособности имеет
функций организма, адекватных той учебной деятельности, ко- торая выполняется.
Третий период – период полной компенсации, характери- зуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенса- ция, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается
прогрессивное снижение работоспособности,
которое перед окончанием работы
может смениться
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на вы- полнение учебных заданий.
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособн сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчи- вой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечатся ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, со- провождающего работу в различные дни недели. Такими факто- рами могут быть выполнение контрольной работы, участие в се- минаре, подготовка и сдача зачета и т. п.
Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, со- провождаемый постепенным повышением уровня работоспособ- ности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семе- стра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособ- ность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул рабо- тоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физи- ческой культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
Студенты – «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к су- ществующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня затор- можены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих ти- пов студентов целесообразно использовать для отдыха.
В период более длительного отдыха, как, например, в вечерние свободные часы и в воскресные дни, необходимо увеличивать физическую нагрузку и обязательно на свежем воздухе. В противном случае от месяца к месяцу производительность
будет снижаться и к сессии окажется совсем низкой. Опасно и другое: полное безделье в течение семестра не даст студентам возможности приобрести нужный темп в работе, натренировать должным образом свое внимание. Неизбежный результат такого безделья – невыполнение требуемого объема работ в сессии, провал на экзаменах, и что самое важное, приобретение недо- пустимого в дальнейшей работе жизненного стиля:
неумение распределять работу во времени; заставлять себя делать то, что важно; отличать главное от второстепенного; расхлябанность;
неудовлетворенность и отрицательные эмоции и т. д. Поэтому первое правило гигиены умственного труда студента – ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:
Первая фаза – начало работы. Нужно работать в уме-ренном темпе, не подгонять себя, входить в работу постепенно. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность опера- ций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под ру- кой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней трудности.
Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения человека.
Вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь студенты должны работать в максимальном темпе и ни на что не отвлекаться.
Третья фаза – здесь
выполняются самые легкие дела,
но высокий уровень внимания следует поддерживать,
даже уси- лием воли. На этой фазе уровень
внимания уже достаточно снижен. Главный
вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление.
Через 1-1,5 ч ас а степень утомления бывает
такова, что целесо- образно сделать перерыв.
Но все же полезно знать некоторые признаки
наступившего недопустимого переутомления:
несколько раз перечитываете одно и то же;
глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;
появляется болезненная реакция на звуки, которые раньше не замечали;
почерк стал более размашистым, неровным, буквы
«пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки
|
Все это означает, что настало время отдохнуть. Даже при небольшом перерыве следует:
подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику; сделать упражнения для пальцев правой руки; вращательные движения головой;
походить.
Производительность труда в следующем цикле во мно- гом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности, наилучшим отдыхом является физическая нагрузка на свежем воздухе.
Второе правило гигиены умственного труда – на- личие достаточного количества кислорода в помещении, где студент работает. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 м ин ут через каждые 9 0 м ин ут занятий, как это приня- то в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.
Третье правило гигиены умственного труда состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой воз- можности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами.
Четвертое правило гигиены
умственного труда –
Пятое правило гигиены умственного труда – регу- лярность питания. Питаться следует в одно и то же время, жела- тельно с перерывами не больше 4 час ов . Ужин легкий, не позже чем за 2 часа до сна.
Шестое правило гигиены умственного труда – не- обходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).
Седьмое правило гигиены умственного труда – ин- дивидуальный «пик умственной работоспособности». Работо- способность изменяется в течение суток. У многих людей на- блюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до
23.00 часов, во время
которых умственная
Информация о работе Характерные черты умственного труда студентов