Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:13, реферат
Целью данного реферата является изучение понятия характера в психологии. Объектом реферата выступает сам характер человека и его черты.
Введение 3
1. Понятие характера 4
2. Черты характера 7
3. Природа и проявление характера 12
Заключение 18
Список литературы 19
Департамент образования администрации Владимирской области
государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Домашняя контрольная работа
по дисциплине: Психология
Тема: «Характер»
Выполнила:
2013-2014 учебный год
План
Введение
1. Понятие характера
2. Черты характера
3. Природа и проявление
характера
Заключение
Список литературы
3
Введение
Темой моей работы будет «психология характера». Актуальность данной темы обусловлена тем, что характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает внимание как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром, а отсюда и на его социальное положение.
Как и многие слова в русском языке слово «характер» имеет греческое происхождение и переводится в буквальном смысле как чеканка, отпечаток.
Мы говорим о характере тогда, когда хотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Характеризуя человека, мы употребляем следующие выражения: «у него сложный характер» или «он слишком слабохарактерный».
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей, исходя из которых, мы делаем соответствующие выводы. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия, другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других[0,с 567].
Целью данного реферата является изучение понятия характера в психологии. Объектом реферата выступает сам характер человека и его черты.
4
1. Понятие характера
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.
Характер проявляется в деятельности и общении, как и темперамент, и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок - отсюда название «характер».
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия, другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей, для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те, или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснён и оправдан с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
5
человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Характер всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые не существуют отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, то можно предположить, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка); решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность); самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). От человека трусливого по характеру можно ожидать: приниженности и угодливости (по отношению к сильному); жадности (застраховать себя в материальном положении на будущее); готовности к предательству (при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности); недоверчивости и осторожности («как бы чего не вышло»). Но не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных
6
обстоятельствах она может быть преобразована и даже включить качества противоположные доминирующему (трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать[3,с.459].
Среди черт характера некоторые
выступают как основные, ведущие.
Наряду с ними существуют и второстепенные
черты, которые в одних случаях
определяются основными, а в других
и не гармонируют с ними. В жизни
встречаются более цельные
Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой тоже добродушный, но при этом не брезгующий никакими поступками для достижения своих целей[3,с.460].
7
2. Черты характера
Характер представляет собой
совокупность сравнительно устойчивых
и постоянно проявляющихся
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, составляющие характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в сфере индивидуальных особенностей.
В то же время в структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные черты, которые являются общими для всех людей:
целенаправленность - целеустремленность поведения человека; мотивы, побуждающие к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью жизни;
инициативность - способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, выраженная в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение;
активность - деятельное отношение человека к труду;
дисциплинированность - точное и неуклонное подчинение своих действий установленным правилам и требованиям долга;
решительность - способность человека принимать самостоятельные решения и неуклонно проводить их в действия, связанные с трудностями или опасностями;
стойкость - упорство, настойчивость, стремление во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели;
8
мужество - отсутствие страха перед препятствиями и опасностями;
выдержка - способность выдерживать большие напряжения, преодолевать чувство усталости, терпеливо переносить боль;
упорство, воля к победе - стойкие люди не отступают перед неудачами; наоборот, временные неудачи только еще более побуждают их энергию и стремление к победе.
Все черты личности можно
условно разделить на мотивационные
и инструментальные. Мотивационные
побуждают и направляют деятельность,
а инструментальные придают ей
определенный стиль. Характер может
проявляться в выборе цели действия,
т.е. как мотивационная черта
Чрезмерное усиление отдельных черт характера при избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям и нормальной устойчивости к другим называется акцентуацией[2,с.332].
Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предложении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении друг с другом.
Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Она построена на основе наблюдения за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются отклонения, не выходящие за пределы нормы, граничащие с патологией. Такие акцентуации,
9
как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка они теряют свою остроту, но со временем могут вновь отчетливо проявиться (особенно если возникает заболевание).
Выделяют следующие важнейшие типы акцентуации характера:
Интровертный тип – для него свойственна замкнутость, утрата эмоциональности, духовное одиночество. Эти люди не интересуются жизнью товарищей, безразличны к успехам и неудачам окружающих. Они сдержанны в проявлении своих чувств. На все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других, и тем не менее они будут продолжать отстаивать ее, несмотря ни на что. В работе с данным типом можно добиться успеха, заинтересовав его деятельностью, в которой проявятся его способности и он сможет отличиться. Например: заинтересовать его художественной литературой, живописью, музыкой, спортом и систематически отмечать достигнутые им успехи, и переполненный восторгом от своего мастерства, нужности людям, он начнет сначала трудиться радостно и воодушевленно, а затем изменит отношение к окружающим.
Экстравертный тип – такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых. Они словоохотливы, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно занимают в них пассивную роль. В общении с друзьями, в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем попросят. Отталкивающие его особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
10
Гипертимный тип – представители этого типа – подвижные люди, легко сходящиеся с другими членами коллектива. Они почти всегда находятся в приподнятом настроении, в происходящее вокруг они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании. Имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки данного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести впечатление на окружающих.