Характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение понятия характера в психологии. Объектом реферата выступает сам характер человека и его черты.

Содержание

Введение 3
1. Понятие характера 4
2. Черты характера 7
3. Природа и проявление характера 12
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.93 Кб (Скачать файл)

Неврастенический тип – здесь преобладает дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражительность против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, но быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Сензитивный тип – свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Не любят больших компаний, подвижных игр. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Например, робкие и стеснительные мальчики пытаются вести себя заносчиво, развязано, показать свою энергию и волю. Но как только от них требуется смелость, решимость, они тут же пасуют.

Демонстративный тип –  этот тип характеризуется легкостью  установления контактов, стремлением  к лидерству, жаждой власти и похвалы. Лживость, артистичность, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Так, например, старшеклассница З. начала получать анонимные письма, содержащие угрозы. Со слезами она

 

11

показывала эти письма учителям и друзьям, просила помощи и защиты. Но расследование вскоре показало, что З. сама писала себе эти  письма и таким образом привлекала усиленное внимание всей школы к  своей персоне, проявляя типично  демонстративные черты характера[3,с.464].

 Для сензитивных подростков труднопереносимы подозрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в противоречие их самооценкой. Здесь целесообразны воспитательные воздействия: вовлечение их в общественную работу, выдвижение в актив класса.

Характер – это многогранное явление, и вполне вероятно, что в  ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.

 

 

 

12

3. Природа и  проявление характера

От природы человек  получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они  заключаются в анатомических  и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы  рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности  человека, в частности его темперамент.

Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических  процессов и действий. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, было показано, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. 

Роль  типа темперамента сказывается еще  и иначе. Мы видели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию  определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать

13

трусом, чем холерику. Но при благоприятных  условиях, наоборот, холерику легче  стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость  или трусость, как и другие черты  характера. 

Наследственность  и характер. Психологи, стоящие на позициях идеализма и  механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы  по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными  и потому не отличают их от свойств  темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при  изучении однояйцевых (гомозиготных) близнецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивавшихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми - люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условно-рефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

14

Характер  и деятельность.

Социальные условия развития и  воспитания и их взаимоотношение  с наследственными индивидуальными  особенностями психики определяют свойства характера не прямо и  непосредственно, а через посредство деятельности. В  зависимости от действий и поступков  человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера.

Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер.       

Но для того чтобы примененные  человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись  в типичных обстоятельствах, эти  действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия - необходимое  следствие физиологической основы характера – условно-рефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Автоматизмом являются   привычки, которые образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойств характера - это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.

Однако привычки только тогда становятся основой определенных свойств характера, если они образуются и проявляются  при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая  его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребенка трудолюбия как черты характера. 

15

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется  после рождения человека. Истоки характера  человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. 
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким.         Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления  характера ребенка стиль общения  взрослых друг с другом, а также  способ обращения взрослых с самим  ребенком. В первую очередь это  относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в  отношении ребенка, спустя много  лет становится способом обращения  его со своими детьми, когда ребенок  станет взрослым и обзаведется собственной  семьей. 
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Те свойства характера, которые  наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

 

16

В характере ребенка сохраняются  и закрепляются в основном такие  черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются  черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, а также  учителей. Если то, что ребенок как  личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место  частичное изменение черт характера  и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что  от него требует школа. 
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.

Но и после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс

 

17

самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

Пример для подражания не обязательно  должен быть реальным. Это может  быть киногерой или герой литературного  произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга. 
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому можно

утверждать, что характер, как и  другие черты личности, формируется  в деятельности.

 

 

 

 

18

Заключение

Заблуждением было бы считать, что характер человека – это нечто  неизменное, обусловленное наследственностью. Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно  участвует в выработке своего характера и сам несет ответственность  за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Список литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков – СПб., Питер, 2009. – 583с.

2. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики/ М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 400с.

3. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: «Академия»,2002. -512с.

4. webkursovik.ru

5. gumer.info - Электронная библиотека

 

 


Информация о работе Характер