Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:35, контрольная работа
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Ощущение— элементарный познавательный процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. В своей совокупности ощущения являются источником знаний человека о мире и о самом себе.
1. Словарь психологических терминов……………………………….2- 4
2 . Характер……………………………………………………………….5
2 . 1 Введение……………………………………………………………5
2 .2 Общие понятия о характере ……………………………………..5-6
2.3 Физиологические основы характера …………………………….6-7
2.4 Типическое и индивидуальное в характере ………………………7
2.5 Черты характера …………………………………………………8-10.
2.6 Формирование характера у детей и пути его воспитания ……10-14
2.7 Заключение ………………………………………………………...14
3. Список литературы………………………………………………15-16
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера
влияет и личный пример
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо
принимать во внимание мотивы
поступков, так как различия в
мотивах определяют и различия
в воспитательных мероприятиях,
которые должны быть
Для того чтобы
воспитывать характер
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
2.7 Заключение
Характер не
является застывшим образованием, он формируется на
всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические
задатки не предопределяет абсолютно
развитие того или иного характера. Признание
же зависимости характера от таких факторов,
как внешний облик, конституция тела, дата
рождения, имя и т.п., ведет к признанию
невозможности сколько-нибудь существенным
образом изменять и воспитывать характер.
Однако вся практика воспитания опровергает
тезис о постоянстве характера, подобные
случаи возможны лишь в случае патологии
личности.
Характер, несмотря на свою многогранность,
лишь одна из сторон, но не вся
личность. Человек способен
подняться над своим характером, способен
изменить его, поэтому, года говорят о
прогнозировании поведения, не забывают,
что оно имеет определенную вероятность
и не может быть абсолютным. Личность может
бросить вызов обстоятельствам и стать
другой (если, конечно, она не скрывает
свое бессилие за фразой “Такой уж у меня
характер”).
Список литературы :
1. Немов , Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии : учеб. пособие /Р.С.Немов. - М.: Владос: Просвещение 1994. - 576 с. - ISBN 5-09-005103-8.
2. Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров : учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев . - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение 2002. -351 с. - ISBN 5-16-000851-9.
3. Петровский , А.В. Психология: учебник. - 4-е изд стереотип: учеб. пособие /А.В. Петровский. - М.: Academia 2005. - 501 с. - ISBN 5-7695-1945-2.
4. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е.Сапогова - М.: Аспект Пресс 2005. - 460 с. - ISBN 5-7567-0154-0.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического
анализа. - [2-е изд.]: учеб. пособие / А.Г.Асмолов - М.: Смысл 2001. - 414 с. - ISBN 5-89357-101-0
6. Василюк ,Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических
ситуаций: учеб. пособие / Ф.Е.Василюк - М.: Изд-во МГУ 1984. - 200 с. . – ISBN- отсутствует
7. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие/ М.С. Егорова. - М.: Планета детей 1997. - 328 с. . – ISBN- отсутствует
8. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю: учеб. пособие/Н.Н.Обозов - Киев: Политиздат Украины 1990. - 205 с.: ил. - ISBN 5-319-00621-78.
9. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от
деятельности к личности: учеб. пособие / С.Д.Смирнов.- М.: Аспект-Пресс 1995. 272 с. - ISBN 5-7567-0012-9..
10. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие / Е.В.Гурова - М.: Аспект Пресс 2005. 174 с. - ISBN 5-7567-0402-7
11. Гиппенрейдер,Ю.Б ,Романова , В.Я. Психология индивидуальных различий :учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: КноРус: ЧеРо 2000. - 776 с.: ил. - ISBN 5-88711-119-4.
12. Левитов , Н.Д Психология характера - 3-е изд, исправленное и дополненное: учеб. пособие /Н.Д.Левитов –М.: Просвещение 1969.424 с. – ISBN-отсутствует
13. Ковалев ,А.Г.Психология личности - 3-е изд ,переработанное и дополненное: учеб. пособие / А.Г. Ковалев –М.: Просвещение 1970.392с.- – ISBN-отсутствует
14. Бендас,Т.В Психология лидерства: учеб. пособие/ Т.В.Бендас –Питер.2009.448с. . – ISBN 978-5-388-00148-1
15.Урбанович,А.А.Психология управления :учебное пособие/А.А.Урбанович- Харвест 2001.640с. . – ISBN 985-13-0627-4
16. Корнилова,Т.В Экспериментальная психология .Теория и методы: Учебник для вузов/Т.В.Корнилова – М.: Аспект Пресс 2002. 381с. – ISBN5-7567-0160-5.
17. Дружинин,В.Н Экспериментальная психология. учебное пособие/В.Н.Дружинин –М.:ИНФРА-М1997.256 с. – ISBN5-86225-460-9
18. Котова,И.Б. Конаркевич ,О.С Общая психология :учебное пособие для студентов вузов / И.Б.Котова, О.С. Конаркевич -М. :Дашкова и К 2013.480с. – ISBN978-5-394-01613-4
19. Кибанов,А.Я Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов рек. МОН РФ/А.Я. Кибанов -М.: ИНФРА-М 2013.301с. – ISBN978-5-16-005724-8