Характер в трудовой деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование характера в трудовой деятельности человека.
Цели соответствуют следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия характера и его влияния на деятельность человека
2. Анализ характера человека с точки зрения занимаемой им должности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕР
4
1.1. Понятие характера и его свойств
4
1.2. Акцентуации характера
6
1.3. Типы акцентуаций характера

7
ГЛАВА II АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ИСПЫТУЕМОГО
14
2.1. Описание предприятия и деятельности испытуемого
14
2.2. Исследование характера испытуемого
17
2.3. Рекомендации
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Характер в трудовой деятельности.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.2

 

 

1 Никифоров Г.С. «Самоконтроль человека»

2 Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.

2.3.         РЕКОМЕНДАЦИИ

Уровень эмпатических способностей испытуемого выше среднего. С одной стороны, это преимущество с точки зрения руководства и взаимодействия с подчинёнными, с другой – с точки зрения экспертной деятельности испытуемого.

Демонстративная акцентуация характера даёт определённые преимущества в выполняемой деятельности. Театральность и демонстративность поведения выступают в качестве плюсов, так как способны удерживать внимание подчинённых. Кроме того, желание произвести впечатление может выступать мотивом с одной стороны, лучшей организации деятельности подразделения, в том числе внедрения передового опыта в деятельность ЦПД, с другой – передачи опыта работы сотрудникам. Демонстративная акцентуация соответсвует роли начальника как лидера группы, повышая при этом эффективность руководства.1

С другой стороны, демонстративная акцентуация характера может стать препятствием в налаживании отношений с коллегами и подчинёнными.2 Также, препятствием на этом пути может стать слабо выраженный социальный контроль.

Испытуемый характеризуется высокой степенью самоконтроля в деятельности, что можно считать залогом успешного её выполнения: тщательного плана исследований, координации работы подчинённых.

Таким образом, можно заключить, что свойства характера испытуемого соответствуют деятельности, подразумеваемой занимаемой им должности. Рекомендуется развитие навыков социального контроля для предотвращения конфликтов с коллегами и подчинёнными.

 

 

1 Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы

2 Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как характер человека является динамической, а не содержательной характеристикой деятельности, его влияние на успешность деятельности не тотально, но, между тем, значимо.

Учёт особенностей характера человека необходим при выборе профессии, при наёме на работу и при анализе выполняемой им деятельности. Так как влияние характера не тотально, и появляется возможность разработки рекомендаций для людей, занимающих ту или иную должность, которые помогли бы им выработать индивидуальный стиль деятельности, который повышал бы эффективность работы, учитывая индивидуальные свойства человека.

В рамках данной работы было проведено исследование характера человека и анализ его свойств с точки зрения деятельности, предполагаемой занимаемой им должностью.

В качестве исследуемых свойств характера были выбраны: акцентуация характера, способность к эмпатии и выраженность самоконтроля в деятельности, эмоциональном реагировании и социальном контакте.

Выбор этих черт обоснован занимаемой должностью, – начальник подразделения – предполагающей руководство и постоянный социальный контакт.

Возможность рекомендаций обусловлена свойствами черт характера: несмотря на то, что они являются относительно устойчивыми, их формирование продолжается и возможно на протяжении всей жизни человека.

Анализ черт характера испытуемого показал, что его характер в целом соответствует выполняемой им деятельности. Уровень эмпатических способностей позволяет налаживать отношения с подчинёнными и коллегами и способствует эффективности руководства. Выраженный контроль деятельности является залогом успешной организации деятельности подразделения. Демонстративная акцентуация характера также может быть положительным качеством руководителя как лидера группы.

Исходя из анализа специфики деятельности также были даны рекомендации по коррекции негативных последствий индивидуальных черт характера.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Абрахам К. «Характер и его развитие» - Ergo, 2007. – 189 с.

2.      Анастази А. Психологическое тестирование. -- М. 1982, - 345 с.

3.      Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 126 с.

4.      Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию», М., 2000. – 336 с.

5.      Демидова Г.В. «Управленческая психология», Академия, 2009. – 176 с.

6.      Зырянова Н.В. Характерологический тест Шмишека //  Кадровый менеджмент № 8, 2005. – с. 12-21.

7.      Левитов Н.Д. "Психология характера" Изд. 3-е, испр. и доп. М., "Просвещение", 1969г. – 209 с.

8.      Леонгард К. Акцентуированные личности / Перевод с немецко­го. - Ростов-на-Дону, 1997. – 187 с.

9.      Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:, МГУ, 1982. – 135 с.

10. Никифоров Г.С. «Самоконтроль человека» - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – с. 183-186.

11. Практическая психология. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998. – 190 с.

12. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специали­стов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. - М., 2002. – 243 с.

13. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара, БАХРАХ, 1997. – 312 с.

14. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -- М.:Прогресс, 1990. – 147 с.

15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.:,Речь, 2008. – 123 с.

16. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М.: Сова, Эксмо, 2006. – 224 с.

17. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007. – 257 с.

18. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 117с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Характерологический тест Шмишека

1.

У Вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2.

Вы чувствительны к оскорблениям.

3.

Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4.

Сделав что-то Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5.

В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

6.

Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7.

Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8.

Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9.

Вы серьезный человек.

10.

Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11.

Предприимчивы ли Вы?

12.

Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит?

13.

Мягкосердечны ли Вы?

14.

Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15.

Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16.

Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17.

Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18.

Сильно ли зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19.

Любят ли Вас приятели и знакомые?

20.

Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятностей?

21.

У Вас часто несколько подавленное настроение.

22.

Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23.

Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте.

24.

Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы.

25.

Можете ли Вы зарезать курицу или овцу.

26.

Раздражает ли Вас, если дома занавес и скатерть висят неровно и Вы сразу же стараетесь поправить их.

27.

Вы в детстве боялись оставаться одни в доме.

28.

Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины.

29.

Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.

30.

Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев.

31.

Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым.

32.

Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас.

33.

Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле.

34.

Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35.

Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

36.

Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью.

37.

Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.

38.

В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться.

39.

Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40.

Общительны ли Вы?

41.

В школе Вы охотно декламировали стихи.

42.

Убегали ли Вы в детстве из дома.

43.

Кажется ли Вам жизнь трудной.

44.

Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.

45.

Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора.

46.

Предприня ли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто- либо обидел.

47.

Вы очень любите животных.

48.

Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, чтобы там ничего не случилось.

49.

Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное.

50.

Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво.

51.

Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.

52.

Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.

53.

У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54.

Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55.

Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56.

Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.

57.

Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.

58.

Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.

59.

В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

60.

Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.

61.

Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.

62.

Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов.

63.

Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям.

64.

Бывают ли у Вас головные боли.

65.

Вы часто смеетесь.

66.

Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете.

67.

Вы подвижный человек.

68.

Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69.

Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

70.

Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.

71.

Вы очень боязливы.

72.

Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя.

73.

Вы охотно участвовали бы в кружке художественной самодеятельности.

74.

Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75.

Часто ли Вас тянет путешествовать.

76.

Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.

77.

Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании.

78.

Долго ли Вы переживаете обиду.

79.

Переживаете ли Вы долгое время горести других людей.

80.

Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.

81.

Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.

82.

Часто ли Вы видите страшные сны.

83.

Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.

84.

В веселой компании Вы обычно веселы.

85.

Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

86.

Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.

87.

В беседе Вы скудны на слова.

88.

Если Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.

 

 

 

 

 

 

 

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении (социальный самоконтроль)

Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова.

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:
а) да (0)
б) не уверен (1)
в) нет (2).
2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:
а) в любом случае (2)
б) иногда (1)
в) только если на этом настаивают (0).
3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0).
4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я:
а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2)
б) поступаю так иногда (1)
в) уточняю неясности уже по ходу дела (0)

5. Я проверяю свои действия во время работы:
а) постоянно (2)
б) от случая к случаю (1)
в) редко (0)

6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав: 
а) всегда (2)
б) обычно (1)
в) только если целесообразно (0)

7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде:
а) согласен (2)
б) отчасти (1)
в) не согласен (0)

8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению:
а) да (2)
б) не всегда (1)
в) нет (0)

9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)

10. Если я краснею, я всегда чувствую это:
а) да (2)
б) иногда (1)
в) нет (0)

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:
а) всегда (2)
б) от случая к случаю (1)
в) только когда уверен, что допустил ошибки (0)

12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я:
а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2)
б) поступаю так иногда (1)
в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0)
13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:
а) обычно (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)

14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)

15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:
а) да (2)
б) не уверен (1)
в) нет (0)

16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:
а) верно (2)
б) не всегда (1)
в) неверно (0)

17. Если  при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности,  то я:
а) не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше (0)
б) поступаю так иногда (1)
в) пытаюсь в них разобраться (2)

18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:
а) да (0)
б) иногда (1)
в) нет (2)

19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:
а) всегда следую этому правилу (2)
б) иногда следую этому правилу (1)
в) редко следую этому правилу (0)

20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять:
а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0)
б) нечто среднее (1)
в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2)

21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:
а) почти всегда (0) 
б) иногда (1)
в) редко (2)

22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)

23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:
а) правильно (2)
б) не уверен (1)
в) неправильно (0)

24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами:
а) всегда (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)

25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте:
а) обычно (2)
б) иногда (1)
в) редко (0)

26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:
а) согласен (0)
б) не уверен (1)
в) не согласен (2)

27. В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства (0)
б) нечто среднее (1)
в) не выражаю своих чувств (2)

28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:
а) да (0)
б) нечто среднее (1)
в) нет (2)

29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:
а) да (0)
б) не уверен (1)
в) нет (2)

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
а) да (2)
б) нечто среднее (1)
в) нет (0)
31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:
а) верно (2)
б) не всегда (1)
в) неверно (0)
32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею:
а) правильно (2)
б) не уверен (1)
в) неправильно (0)
33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой:
а) верно (0)
б) отчасти (1)
в) неверно (2)
34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие:
а) правильно (0)
б) не уверен (1)
в) неправильно (2)
35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:
а) правильно (2)
б) нечто среднее (1)
в) неправильно (0)
36. При разговоре я предпочитаю:
а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0)
б) нечто среднее (1)
в) сначала сформулировать мысль получше (2).


Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.

Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войта в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другого человека — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.

12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.

25. Я невольно или из-за любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

Информация о работе Характер в трудовой деятельности человека